Шмакова в повести «Чучело»: образ, характеристика, описание

Шмакова в повести "Чучело": образ, характеристика, описание
Шмакова.
Фильм 1983 г.

Шмакова является одной из ярких второстепенных героинь знаменитой повести «Чучело» В. К. Железникова. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Шмаковой в повести «Чучело», описание внешности и характера героини.
— Все материалы по повести «Чучело»

 

Шмакова в повести «Чучело» Железникова

Шмакова является одноклассницей главной героини повести Лены Бессольцевой. Имя Шмаковой не указано в повести.Шмакова состоит в банде Мироновой, «мироновской компании», группе одноклассников, в которой также состоит сама Миронова «Железная Кнопка», Дима Сомов, Попов, Рыжий, Лохматый, Валька и Васильев:

«А тем временем праздник у Димки Сомова приближался к концу. Часть ребят разошлись, и осталась только мироновская компания, самые близкие друзья.

– Давайте гулять до утра, – предложила Шмакова.» (глава 13)

Шмакова является красавицей, по мнению Лены Бессольцевой:

«А Шмакова подошла к нам, смерила меня презрительным взглядом и отвернулась. Конечно, она же красавица! А я? – Ленка безнадежно махнула рукой. <…>

– Да брось ты меня успокаивать, – возмутилась Ленка. – Она же настоящая красавица! Платье у нее новенькое и сшито по фигуре. А у меня… какой-то маскировочный халат.» (глава 5)

У Шмаковой хитрое, ехидное лицо, «хитрющая мордочка»:

«А в это время в классе из-под парты высунулась хитрющая мордочка Шмаковой и совершенно ошеломленная физиономия Попова.» (глава 6)

«Кто-то невидимый дернул веревочку, и они одновременно повернулись: мелькнуло насмерть перепуганное лицо Димки, ехидное – Шмаковой, суровое – Железной Кнопки…» (глава 12)

У Шмаковой лисий голосок:

«– А я не завидую Сомову. – Шмакова снова улыбнулась и пропела «лисьим» голоском: – Они ему устроят кино…» (глава 6)

Шмакова разговаривает, как будто поет:

1. «И вообще, я люблю перемену мест, – почти весело, с вызовом пропела она своим обычным голосом.» (глава 14)

2. «– Наша красавица пришла! – пропела Шмакова, хотя в ее голосе чувствовалась какая-то неуверенность.» (Шмакова о Лене, глава 14)

Шмакова как настоящая лиса может говорить сладким, ласковым голосом и при этом бить под дых, то есть наносить удар собеседнику, говорить неприятные вещи:

1. «Я же тебе говорила, что она настоящая лиса, поет сладким голосом, будто колыбельную, будто укачивает тебя своей лаской, а сама под дых бьет. И Димку она совсем убила – он сидел как побитая собака.» (глава 7)

2. ««Не командуй, Димочка, – ласково пропела Шмакова. – Я же тебе не Бессольцева. – А сама косилась на Димку, ну нарочно поддразнивала его, ласково напевая: – Что же ты не дерешься, не отстаиваешь свои принципы?..»» (глава 7)

 

Шмакова считает себя умной девочкой:

«– Ну ладно-ладно, не злись! Послушай!.. Вот ты такая честная и правильная, а против Чучела. Мы с тобой девочки умные, все понимаем.» (Шмакова о себе и Мироновой, глава 9)

Шмакова является сообразительной, догадливой девочкой. Она быстро ориентируется в разных ситуациях:

1. «Шмакова ориентировалась сразу.

– Прячься! – приказала она Попову и сама влезла под парту.» (глава 6)

2. ««Значит, мы поедем вместе?» – выскочила догадливая Шмакова.» (глава 5)

Шмакову не так просто сбить с толку:

«Шмакова улыбнулась: ее не так-то легко было сбить.» (глава 9)

Шмакова считает, что быть добрым человеком не очень выгодно, потому что «на добрых воду возят»:

«Попов бросился на Лохматого и схватил его за руку:

– Поосторожней! – И сказал громко, чтобы все слышали: – Ребя! Она добрая!

– Какая она добрая! – Лохматый оттолкнул Попова, но почему-то не стал с ним драться. – Ты вглядись в нее, олух!

– Ну, не добрая я! – зло сказала Шмакова. – На добрых воду возят.» (глава 14)

Шмакова является настоящей лисой, по мнению Лены. Имеется в виду, что Шмакова — хитрая, подлая, злая девочка:

«Шмакова – лиса. Настоящая. И я подумала, что зря ей все рассказала… Ну ты же ее видел, дедушка. Правда, она лиса? А я тогда и не знала, что есть люди – лисы, медведи, волки…» (глава 5)

Шмакова и вся банда Мироновой — это лисы, волки и шакалы, по мнению Лены Бессольцевой:

«Быстрее отсюда! Из этих мест, от этих людей. Все они лисы, волки и шакалы! Как трудно, невозможно трудно ждать до завтра!» (глава 12)

Шмакова и ее подруга Миронова являются ненормальными девочками, которые вполне способны побить одноклассницу, по мнению Димы Сомова:

«Потом он увидел Миронову и Шмакову. <…>

А вдруг она нарвется на этих ненормальных и они снова станут к ней приставать, побьют ее – с них станется.» (глава 9)

Судя по всему, Шмакова является избалованной девочкой. Родители не приучают ее к труду:

«– А после уроков у нас работа в детском саду, – объявил Димка, – шефская.

– Какая еще работа? – сказал Рыжий. – Завтра же каникулы!..

– А мне родители вообще запретили работать, – пропела Шмакова. – Они говорят: «Лучше учись, а работать будем мы».» (глава 6)

Шмаковой нравится красиво наряжаться. Она готова одеваться не по погоде, лишь бы отлично выглядеть:

«– Смотрите! Шмакова идет! – сказал Рыжий. – Ну выступает!

Лохматый и Валька оглянулись и обалдели.

Шмакова была не одна, ее сопровождал Попов, но все смотрели на нее. Она не шла, а несла себя, можно сказать, плыла по воздуху. Попов рядом с нею был неказистым и неловким, потому что Шмакова нарядилась в новое белое платье, в новые белые туфли и повязала волосы белой лентой. Не по погоде, конечно, зато она блистала во всем своем великолепии.

– Ну, Шмакова, ты даешь! – простонал Валька. – Тебя же в этих туфельках на руках надо нести.

– Артистка эстрады, – сказал Лохматый.» (глава 4)

Шмакова заказывает платья у матери своего одноклассника Попова, но ей бы хотелось, чтобы все думали, что свои наряды она покупает в Москве в Доме моделей:

«– Какие вы все нарядные! – Маргарита Ивановна рассматривала их. – А Шмакова просто взрослая барышня.

– Маргарита Ивановна, а вам нравится мое платье? – пристала к ней Шмакова.

– Нравится, – ответила Маргарита Ивановна. – Кто тебе его сшил?

– Известно кто! – с восторгом вмешался в разговор Попов. – Моя мамаша.

– Под моим руководством, – сказала Шмакова и зло зашептала Попову: – Кто тебя за язык тянул?… А может, мне его из Москвы, из Дома моделей, привезли. «Моя мамаша… Моя мамаша…»» (глава 4)

Для Шмаковой идеальная женщина — это модница. Поэтому она считает мать Мироновой «женщиной своей мечты», потому что та жутко модная:

«– …Мама у тебя жутко модная. Женщина моей мечты…

– Что с вас взять, – резко перебила Железная Кнопка.» (глава 9)

Известно, что Шмакова любит танцы. Они являются ее стихией:

«Шмакова схватила за руку Димку, и они начали танцевать. Шмакова крутилась, извивалась – танцы были ее стихия.» (глава 13)

Один из одноклассников Шмаковой Попов влюблен в нее настолько, что буквально становится ее рабом и выполняет все ее приказы:

«Попов заорал, чтобы Шмакова села к нему, и та бросила ему портфель, а он его поймал, – вот с этого момента он стал ее рабом.» (глава 5)

Шмакова чувствует свою силу над влюбленным Поповым, и ей нравится им командовать:

«– Послушай, Попов… Так зачем ты хотел купить два шлема? – Она чувствовала над ним свою силу, и ей нравилось им командовать.

Попова бросило в жар. 

– Ну? – повелительно спросила Шмакова. – Ну что ты тянешь?» (глава 6)

Шмакова позволяет себе кричать на Попова. Она также может приказать ему полезть в драку, если считает нужным:

1. «– Шмакова засмеялась. – Рот до ушей, хоть завязочки пришей! – Крикнула Попову: – А ты чего застыл?» (глава 9)

2. «Сначала они втроем наступали на Димку, а потом к ним и Попов присоединился. Ему Шмакова приказала.» (глава 11)

Судя по всему, Шмаковой очень нравится ее одноклассник, красавец и отличник Дима Сомов, но она делает вид, что ей на него наплевать:

«– А мне на Сомова наплевать, – пропела Шмакова, очень довольная собой.

– Что-то незаметно, – сказал Лохматый.» (глава 4)

Шмакова злится и ревнует, когда новенькая Лена садится за парту с Димой Сомовым:

«Шмакова услышала Димкины слова и здорово рассердилась. Она посмотрела в нашу сторону, потом медленно направилась к нам. Она приближалась, приближалась, и я видела, как у нее в глазах прыгали злые огоньки. Тут я испугалась. Я ведь не хотела, если место занято.» (глава 5)

Однажды класс сбегает в кино и прогуливает урок. Дима Сомов рассказывает классному руководителю Маргарите Ивановне правду о побеге в кино. В итоге весь класс остается наказан и не едет в Москву на каникулы. Одноклассники пытаются выяснить, кто же доложил Маргарите о побеге в кино, то есть кто же «предатель». Дима Сомов трусливо молчит, а Лена Бессольцева берет на себя вину за него и заявляет, что это она «предатель». В итоге весь класс начинает травить Лену.

При этом Шмакова и Попов знают, что Лена ни в чем не виновата, потому что они сидели под партой и слышали тот разговор Сомова и Маргариты. И все же Шмакова и Попов подло молчат об этом и наблюдают за разворачивающимся скандалом. С их молчаливого согласия ни в чем не виноватая Лена Бессольцева подвергается травле:

«Дело в том, что Шмакова и Попов не пошли вместе со всеми в кино, а остались в классе. Они притаились за шкафом с приборами, а когда все убежали, вышли из укрытия.»

Шмакова, как и остальные ребята в классе, участвует в травле Лены, то есть, выражаясь современным языком, участвует в буллинге:

1. «– А мы-то думали, что это сделала Бессольцева!

– Гоняли ее, били! Смеялись над нею, – сказал Васильев. – А Сомов молчал.» (глава 14)

Шмакова, как и остальная банда Мироновой, гоняет бедную Лену по городу как зайца:

 

1. «– Ты представляешь, – сказала Ленка, – они гнали меня по городу. На виду у всех. Бежать мне было трудно… Тебя никогда не гоняли, как зайца?…» (глава 10)

2. «…вот сейчас им, думаю, стыдно, что они меня травили. Живого человека – как зайца!» (глава 10)

Таким образом Шмакова мстит новенькой Лене за то, что та села за парту с Сомовым и завладела его вниманием:

«– Я – другое дело. У меня к ней свой счет.

– Мелковато, – процедила сквозь зубы Железная Кнопка.

– Курочка по зернышку клюет.» (Шмакова о Лене, глава 9)

Шмакова, как и другие ребята, обзывает новенькую Лену «Чучелом»:

«– А на прощание наконец посмотрела на меня, как будто только что заметила, презрительно фыркнула и тихо сказала: – Ну и чучело!…» (глава 5)

Шмакова язвительно называет Лену «нашей красавицей», хотя считает ее некрасивой девочкой:

«– Наша красавица пришла! – пропела Шмакова, хотя в ее голосе чувствовалась какая-то неуверенность.» (Шмакова о Лене, глава 14)

Шмакова оскорбляет Лену, говоря, что у той «рот до ушей, хоть завязочки пришей:

«– Подымите ее! – приказала Железная Кнопка.

– И несите как принцессу! Она же у нас красавица! – Шмакова засмеялась. – Рот до ушей, хоть завязочки пришей!» (глава 9)

Шмакова также участвует в сжигании чучела Лены на костре. Этот случай наносит бедной Лене глубокие душевные раны:

«Железная Кнопка и Шмакова выволокли чучело, укрепленное на длинной палке. Следом за ними вышел Димка и стал в стороне. Чучело было в моем платье, с моими глазами, с моим ртом до ушей. Ноги сделаны из чулок, набитых соломой, вместо волос торчала пакля и какие-то перышки. На шее у меня, то есть у чучела, болталась дощечка со словами: «Чучело – предатель».

Ленка замолчала и как-то вся угасла.» (глава 11)

При этом злая Шмакова добивается того, чтобы именно Дима Сомов поджег чучело своей подруги Лены. Таким образом Шмакова мстит и Сомову, и Лене за их дружбу:

««Я придумала! Я придумала! – Шмакова от радости запрыгала. – Пусть Димка подожжет костер!..»

После этих слов Шмаковой я совсем перестала бояться. Я подумала: если Димка подожжет, то, может быть, я просто умру.» (глава 11)

Шмакова с нетерпение и злорадством ждет, чем же кончится история с Сомовым и Бессольцевой:

«Шмаковой нравилось, что она знает об этой истории больше всех, и она с нетерпением и злорадством ждала, чем же это все кончится. Ах, как здорово получилось, что она оказалась в тот момент под партой и все слышала!» (глава 9)

Шмаковой приятно наблюдать, как Дима Сомов выкручивается, дрожит и боится, что правда раскроется:

«Счастливчик Димочка! Но все равно интересно наблюдать, как он выкручивается и боится. Как он дрожал в классе, когда Железная Кнопка объявила, что знает имя предателя. Как дрожал, что Маргарита все расскажет ребятам. Достанется ему еще на орехи!

Шмакова улыбнулась своим тайным мыслям, представляя всю бездну падения Сомова и всю беспросветность положения Бессольцевой.» (глава 9)

При этом Шмакова считает, что своим молчанием не сделала ничего плохого, потому что никого не предала. Она не понимает, что поступила подло, ведь с ее молчаливого согласия весь класс травил бедную Лену Бессольцеву:

«– А что, я один молчал?… – вырвалось у Димки. – Вон Шмакова и Попов тоже все знали. <…>

– А мне было интересно, – ответила Шмакова, – когда же Димочка сознается… А он юлил, вилял! – Она повернулась к Димке: – А мы с Поповым, между прочим, Димочка, никого не предавали.» (глава 14)

Наконец наступает победный час для Шмаковой: на дне рождения Димы Сомова она рассказывает ему, что знает правду о его предательстве, то есть его разговоре с Маргаритой. Шмакова наслаждается тем, что наконец отомстила Диме за его дружбу с Леной. Теперь Шмакова может легко сделать раздавленного Сомова своим «рабом»:

«Шмакова улыбнулась – она предчувствовала близкую развязку всей этой затянувшейся истории и поняла, что наконец настал ее победный час.

– Мы с Поповым, – радостно пропела Шмакова, – представляешь, Димочка…

Она хитро скосила глаза на Димку – ей нравилось наблюдать за ним: он то бледнел, то краснел. – Мы тогда с Поповым… – Она засмеялась и многозначительно замолчала, продолжая что-то мурлыкать себе под нос.

– Что вы… с Поповым? – спросил Димка.

Шмакова не торопилась с ответом – ведь ее ответ должен был потрясти Димку, и так хотелось его помучить, чтобы разом отомстить за все. Настроение у нее было прекрасным – кажется, ее план полностью удался: Димка уничтожен, а следовательно, вновь завоеван и покорен. Теперь она из него будет вить веревки, сделает своим верным рабом вместо Попова. А то ей этот верзила порядком надоел – скучный какой-то и зануда. <…> 

Эта новость раздавила Димку.» (глава 13)

Шмакова рада, что окончательно победила Сомова и Лену:

«Шмакова же, вполне довольная собой, своей окончательной победой над Димкой и Бессольцевой, упоенно танцевала, дожевывая «корзиночку» и таинственно улыбаясь.» (глава 13)

В конце концов Шмакова садится за парту к Сомову, от которого все теперь отвернулись. Она как будто делает ему одолжение, но на самом деле очевидно, что Сомов ей нравится и она довольна этой  ситуацией:

«– Не нуждаюсь я в твоей защите, Попов, – сказала Шмакова. – И сидеть я с тобой не хочу. – Она взяла свой портфель. – И вообще, я люблю перемену мест, – почти весело, с вызовом пропела она своим обычным голосом. – Сяду я к бедному Димочке, а то его все бросили. – И она села на Ленкино место.» (глава 14)

«– Ребя! – вдруг закричал Попов. – Что же это такое происходит?… Шмакова к Сомову села, а он – предатель!..» (глава 14)

Когда затравленная Лена Бессольцева наконец уезжает из города, некоторые одноклассники раскаиваются в том, что издевались над ней. Раскаивается ли Шмакова в своих подлостях — неизвестно:

«Рыжий вдруг встал, подошел к доске и крупными печатными неровными буквами, спешащими в разные стороны, написал: «Чучело, прости нас!» (глава 14)

 

Это был цитатный образ и характеристика Шмаковой в повести «Чучело» В. К. Железникова, описание внешности и характера героини.

— Все материалы по повести «Чучело»

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий