Супрематизм – особое направление авангардного искусства, которое основал художник К. Малевич. В основе стиля лежала философская концепция мастера, считавшего задачей художника изобразить на холсте суть искусства, не прибегая к привычным образам. Представители русского супрематизма использовали в своем творчестве крепкие и яркие конструкции, с помощью которых отражали на полотне свои переживания.
- Подробное описание стиля
- Черты
- История развития
- Кубизм и супрематизм
- 10 знаменитых художников
- Эль-Лисицкий
- Иван Клюн
- Ольга Розанова
- Иван Пуни
- Любовь Попова
- Надежда Удальцова
- Василий Кандинский
- Пит Мондриал
- Илья Чашник
- Александр Родченко
- 12 самых известных картин
- «Черный супрематический квадрат»
- «Автопортрет»
- Супрематизм 65
- «Зеленая полоса»
- «Трефовый валет»
- «Космос – красный круг на черной поверхности»
- «Супрематизм. Конструкция»
- «Супрематический состав»
- «Композиция № 61»
- «Седьмое измерение. Супрематический рельеф»
- «Беспредметное»
- «Красный квадрат УНОВИС»
Подробное описание стиля
Супрематизм в искусстве – новое направление абстракционизма, основоположником которого был Казимир Малевич. Считается высшей степенью беспредметного и абстрактного искусства, которое выражается в идеальных замыслах, четких геометрических формах, а также объемах и плоскостях.
В традиционном понимании стиль не имеет сюжета, схемы, пространственной перспективы. Решающим фактором являются открытые цвета и геометрические формы.
В работах художников-супрематистов пространство появляется за счет измерений, наклонов и поворотов. Супрематизм Казимира Малевича — это отождествление беспредметного с сущностью некоторых искусств.
Черты
Картины в стиле супрематизма отличаются своим стилем, который невозможно спутать с другим направлением в изобразительном искусстве. В основе:
- геометрия;
- четкое изображение фигур или предметов;
- светлые оттенки;
- многоступенчатые композиции;
- исключение природных форм;
- отсутствие художественной идеи.
Венцом идеи супрематизма, по Малевичу, должны были стать легкие геометрические фигуры на светлом фоне.
История развития
В 1915 году Малевич вместе с другими прогрессивными художниками (Ольгой Розановой, Ксенией Богуславской, Иваном Клюном, Иваном Пуни, Михаилом Меньковым, Николаем Суетиным, Владимиром Татлиным) организовал группу художников-супрематистов. Работы в новом стиле продемонстрировали публике представители супрематизма на одной из футуристических выставок.
На полотнах был изображен ряд геометрических фигур, которые как бы подвешивались на белом фоне. Ощущение глубины в таких композициях придавало произведениям разнообразие форм, фигур и красок, подобранных особым образом. Всего было представлено около 35 картин Малевича.
Понятие супрематизма впервые было использовано в «Манифесте выставки» футуристов. Год спустя было опубликовано более развернутое описание манифеста. Новое направление было самым ранним и самым смелым изменением в абстрактной живописи. Название стиля происходит от убеждения Малевича, считавшего, что этот вид искусства должен быть выше всего предшествующего опыта художников (Supremus — от латинского главенство).
Кубизм и супрематизм
Границы между этими двумя направлениями очень тонкие, границы задаются философией этих стилей. И супрематизм, и кубизм используют разные геометрические формы для полного выражения смысла произведения. С помощью этих фигур мастера передают свое внутреннее мировосприятие от происходящих в обществе изменений.
Считается, что супрематизм в живописи – это всегда превосходство и доминирующее положение. В супрематизме нет реальных предметов и вещей, они полностью заменены геометрическими фигурами. Их цвет, размер, форма передают образы и чувства, известные искусству.
Представители кубизма по-разному используют геометрические формы. Они используются как инструмент для передачи реальных образов. Кубизм предполагает определенное деление на формы существующих вещей. Характерной чертой кубизма является пространство реальности, а супрематизма — самостоятельный мир, лишенный земных образов и явлений.
10 знаменитых художников
Особенно сильно направление развивалось в рамках русского авангарда, основоположником которого считается Малевич. Наиболее интересные работы мастера — «Черный квадрат» и «Автопортрет в двух измерениях». Несмотря на множество его последователей, никому не удалось полностью проникнуться идеей супрематизма. Тем не менее, некоторые художники получили признание.
Эль-Лисицкий
К представителям русского и европейского авангарда относится Лазарь Лисицкий. Он преподавал в художественной школе и оформлял книги в авангардном стиле. После знакомства с Малевичем он увлекся супрематизмом и продолжил работу в этом направлении под псевдонимом Эль.
Лисицкий первым воплотил идеи супрематизма в архитектуре. В 1932 году по его эскизам было построено уникальное здание типографии «Огонёк». Для него были характерны необычные квадратные и закругленные окна.
Иван Клюн
Иван Клюн (Клюньков) – известный художник, скульптор и график, работавший в стиле супрематизма. Был сподвижником Казимира Малевича. Во время учебы его художественный вкус был традиционным.
Позже Клюн писал в традициях модерна и символизма, затем появились пейзажи, где он работал в импрессионистической манере. Поворотным моментом в его творчестве стала дружба с Малевичем, повлиявшая на вкус художника.
Ольга Розанова
В начале ХХ века трудно было найти равного Ольге Розановой по уникальности ее дара. Она искала свой путь, не признавая авторитета. Познакомившись с Маяковским, Татлиным, Малевичем, она бросилась в мир нового искусства.
Ее интересовала сущность живописи и тайна цвета. Розанову привлекал кубизм, супрематизм. Позже она задумалась о своем творчестве и предпочла работать с красками, создав теорию цветной живописи.
Иван Пуни
Иван Пуни — российский футурист и сценограф. Раннее творчество было посвящено пейзажной живописи, затем он пробовал свои силы в кубизме, супрематизме и футуризме. Он изобрел направление леттризма, для которого характерно использование букв.
Эмигрировав во Францию, он становится Жаном Пуни. Художник выставлялся в Европе и Америке. Его картины имели успех. Однако лучшими, созданными мастером, историки считают полотна, написанные в России.
Любовь Попова
Любовь Попова — самый яркий представитель русского авангарда среди художников. Она училась в Училище рисования и живописи, и сохранилось несколько работ того времени. На ее творчество повлияли путешествия, знакомство с прогрессивными мастерами.
Длительный период Попова работала в направлении советской графики, создавая костюмы и декорации к постановкам. Сегодня ее работы признаны образцом отечественного андеграунда, имеющего писательский почерк.
Надежда Удальцова
Работы Надежды Удальцовой отличались оригинальным стилем и выразительностью композиции. На ранних этапах своего творчества ее поражали картины Моне, Руссо, Ван Гога, Ренуара, наполненные яркими красками, неповторимыми световыми решениями и свободой.
После знакомства с Малевичем ее захватило новое направление – супрематизм. Для ее работ были характерны абстрактная интерпретация образов и смелость. Удальцова столкнулась с обвинениями в формализме, но продолжала писать натюрморты, пейзажи, наполненные особым смыслом.
Василий Кандинский
Василий Васильевич Кандинский — французский и русский художник, один из основоположников абстракционизма, теоретик искусства. Он выбрал карьеру художника в зрелом возрасте, вдохновленный выставкой импрессионистов. Учился живописи в частной студии в Мюнхене, а позже поступил в Академию изящных искусств.
Работал с полуабстрактными и реалистическими полотнами, в основном с пейзажами. После революции занимался общественной работой, уделял время преподаванию.
Пит Мондриал
Питер Корнелис Мондриан — голландский художник, который вместе с К. Малевичем и В. Кандинским заложил основы абстракции в изобразительном искусстве. Особенностью его картин была духовная составляющая. Он выстраивал линии и цвета на плоской поверхности, пытаясь выразить красоту простым способом.
Настоящей страстью Мондриана была абстракция. Он создавал образ из вертикальных и горизонтальных линий, полагаясь только на свою интуицию. Самые известные произведения были созданы после Первой мировой войны.
Илья Чашник
Илья Григорьевич Чашник в молодости занялся искусством. Художник проникся философией супрематизма, в своем творчестве экспериментировал с формами и цветами. Вместе с Малевичем занимался разработкой орнаментов в супрематическом стиле.
Как и многих художников, его захватила идея космизма в искусстве. После утверждения главенства головы сторонники супрематизма стали развивать главенство помещения.
Александр Родченко
Александр Михайлович Родченко получил образование в художественной школе. Он не только выставлял свои работы, но и занимался написанием научных трактатов, фотографией и скульптурой.
Родченко не боялся экспериментировать и спокойно относился к критике. В живописи он был последователем авангарда, умел строить уникальные композиции из линий, геометрических фигур, работать с крестами и отрезками.
12 самых известных картин
Многие художники начала ХХ века прониклись идеями и философией супрематизма. Некоторые из известных картин сохранились до наших дней и представлены в крупных музеях и частных коллекциях.
«Черный супрематический квадрат»
Черный супрематический квадрат
Казимир Малевич
Автор «Чёрного квадрата» Казимир Малевич. Впервые полотно было представлено в 1915 году на выставке «Футурист». Он не раз подвергался критике и продолжает вызывать у многих непонимание. Однако работа никого не оставляет равнодушным. Изображение передает ощущение бездны, небытия, где нет границ и посторонних предметов.
«Автопортрет»
Автопортрет
Казимир Малевич
Еще одна работа Казимира Малевича – «Автопортрет». Полотно реалистично и является своеобразным творческим завещанием художника русского авангарда. И хотя портрет ориентирован на ренессансные образцы, фон картины явно супрематический.
Супрематизм 65
Супрематизм 65
Казимир Малевич
Художник — Казимир Малевич. Красный крест, округлую форму мастер изобразил черным цветом, оттенками воды, земли и огня. Полотно подтверждает интерес художника-авангардиста к народному творчеству. Работа хранится в музее в городе Харькове.
«Зеленая полоса»
Зеленая полоса (цветная окраска)
Ольга Розанова
Первая абстрактная живопись, вышедшая за свои пределы. Это фрагмент полосы, у которой нет ни начала, ни конца. Художница Ольга Розанова использовала разные оттенки зеленого. Хранится в Ростовском кремле в городе Ростове.
«Трефовый валет»
Трещины по клубам
Ольга Розанова
Картина «Трёфовый валет» написана Ольгой Розановой предположительно в 1912-1913 годах. В работе автор использовал гуашь, карандаш, тушь и бронзу. Фон желтый, на нем черный символ клуба, черным контуром написана фигура человека со щитом и алебардой. Полотно хранится в Ивановском областном художественном музее.
«Космос – красный круг на черной поверхности»
Красный круг на черной поверхности
Илья Чашник
Картина написана Ильей Чашником в 1925 году. Художник продолжил тему космоса в супрематизме, начатую Казимиром Малевичем. На черном фоне — изображение ярко-красного круга, к которому стремится изящная груда супремов. Полотно до сих пор поражает точностью предвидения, ведь работа была завершена задолго до начала освоения космоса.
«Супрематизм. Конструкция»
Супрематический дизайн
Иван Клюн
Автор картины – Иван Клюн, яркий представитель супрематизма. Создавая холст, он сосредоточился на форме и цвете. Одни элементы на картине тесно взаимодействуют друг с другом, остальные изображены вполне самодостаточно. Полотно хранится в Москве, в Третьяковской галерее.
«Супрематический состав»
Супрематическая композиция
Иван Пуни
Картина Ивана Пуни. Художник создал композицию на голубом фоне, которая состоит не только из геометрических фигур. Они имеют объем, тени и кажутся подвешенными в невесомости. Они не соприкасаются друг с другом, хотя некоторые визуально перекрываются. Картина находится в Амстердаме.
«Композиция № 61»
Беспредметная композиция №61
Александр Родченко
Автор картины А. Родченко. Художник, работавший над композиционным циклом «Концентрация цвета», использовал линии как самостоятельные формы в изобразительном искусстве. Новаторский подход позволил ему изобразить новые формы и возможности. Картина находится в Ивановском художественном музее.
«Седьмое измерение. Супрематический рельеф»
Седьмое измерение. Супрематический рельеф
Илья Чашник
Картина относится к раннему периоду творчества художника Чашника. Он использовал чернила, дерево и картон. В композиции нет кругов, квадратов и крестов, так как художник стремился к линейной геометрии и гармоничным цветовым решениям. Картина находится в частной коллекции в Англии.
«Беспредметное»
Бессмысленный
Михаил Миньков
Художник Михаил Миньков старался показать на своих полотнах не только форму, но и подходящую для них цветовую гамму. Картина создана под впечатлением от некоторых произведений Малевича. В работе мастер использовал масло и холст. Картина находится в Краснодарском краевом художественном музее.
«Красный квадрат УНОВИС»
Автор Иван Чашник. Композиция состоит из двух фигур — большого черного треугольника, который перечеркнут линиями, и неровного красного квадрата. Образ интерпретируется по-разному. Многие приписывают ей сверхъестественные способности. Картина находится в частной коллекции.
Красная площадь УНОВИС
Илья Чашник
Абстрактное искусство открыло совершенно новые горизонты для выражения духовной составляющей через цвет и форму. Но для художника, работающего в этом стиле, важно наличие врожденного художественно-эстетического вкуса, особого восприятия мира, и именно поэтому выдающихся работ этого направления так мало.