«Апофеоз войны», Картина Верещагина — описание

Автор: Василий Верещагин
Музей: Третьяковская галерея
год: 1871

Описание картины:

Апофеоз войны — Верещагин Василий Васильевич. 1871. Холст, масло. 127 х 197 см

Это полотно можно считать самым ярким и выразительным экспонатом ужасов войны. Хотя он и навеян первобытной жестокостью восточных завоевателей, он не имеет узкой направленности — он адресован всем тем, кто затевал и затевает войны. Недаром сам автор нанес на раму полотна надпись, что картина посвящена завоевателям прошлого, настоящего и будущего.

Согласно легенде, войска Тимура остались с грудами трупов и черепов, сложенными в пирамиду. Еще во времена, когда жил художник, сохранялась варварская традиция — восточные правители считали отрубленные части тела врага военными трофеями. Эту привычку художник воспринял как символ. В результате получился уникальный по своей выразительной силе образ, не утративший актуальности и в наше время.

По силе воздействия на сознание зрителя, содержащегося в этом полотне, его можно сравнить с лучшими произведениями Дали, настолько оно пропитано самим духом символизма. Но в отличие от Дали, ее символика не безобидна и лишена абстракции. Все, что изображено на полотне, является символом конкретного, беспощадного и неизбежного бедствия — войны.

Лишив картину характерных темпоральных, исторических примет, художник сделал ее отражением результата любых военных действий, независимо от того, когда и где они могли произойти. Такой эффект война произвела тысячу лет назад, в наши дни, и он может остаться таким и в будущем. Полотно просто кричит об этом: «Люди, смотрите, что вы делаете!?».

Огромная выразительная сила полотна достигается минимальными художественными средствами. Перед нами огромная панорама, представляющая собой пустыню, выжженную местность с отдельными уцелевшими остовами сгоревших, обугленных деревьев. В нем нет ни жизни, ни капли зеленого цвета — только мертвый желтый песок и черные сухие деревья. Единственным признаком жизни здесь является стая черных ворон, символов смерти. Они повсюду на полотне — летают в небе, сидят на деревьях, отмечают пир павшим.

Вдали виднеется разрушенный город, также изображенный желтой «сухой» краской. Он пуст и заброшен, в нем не осталось жителей, вообще нет ничего живого. Вся эта картина массового уничтожения освещена ярким безжалостным солнцем под холодным, безжизненным и равнодушным небом.

На переднем плане полотна большая гора человеческих черепов, сложенных в пирамиду. На нем вороны, а множество следов от сабель и пуль говорят о том, что перед нами защитники и мирные жители города. Вот что принесла война — смерть, разрушение и полное уничтожение. Земля, которая когда-то была яркой и цветущей, полной жизни и радости, превратилась в ужасное место, где остались только падальщики.

На изображении не указано ни конкретное место действия, ни период времени, ни кто совершил все эти злодеяния. Хотя изображение изначально задумывалось как исторический образ, отражающий итоги походов Тамерлана, славившегося своей жестокостью и особым пристрастием к отрубанию голов, идея выросла сама собой. Полотно стало блестящим обличителем всех войн. Где бы они ни велись, за что бы ни сражались люди, итог войн всегда один — массовые бессмысленные жертвы, разрушенные до основания города, плодородные земли, превращенные в бесплодные пустыни, населенные только воронами и ползучими гадами.

Художник, всю жизнь участвовавший в боевых действиях и отдавший жизнь за царя и отечество, лучше всех знал суть войны, видел ее результаты своими глазами. Ему удалось создать уникальный по выразительности и символизму образ – яркое осуждение беспощадности войны.

Другие картины В. В. Верещагина

У дверей мечети

Депрессивная поминальная служба

Смертельно ранен

Представляет трофеи

Охотник с соколом

Неожиданная атака

Руины в Чугучаке

Конец Бородинского сражения

Самарканд

Перед атакой. Рядом с Плевной

В турецком морге

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий