Описание картины:
Амедео Модильяни прежде всего выдающийся портретист. Люди, а главное лица, головы больше всего интересовали итальянского живописца. Почему? Сам мастер ответил на этот вопрос, не раз повторяя, что считает человеческие лица лучшим из того, что создала природа.
Молодая девушка в желтом платье появилась за два года до смерти Модильяни. В стилистическом плане портрет практически не отличается от других работ: длинная шея, вытянутое лицо, яркий живой румянец, тонкий нос, сжатые, маленькие губы. Единственное, что стоит отметить, это то, что девушке вырвали глаза. Известно, что на большинстве портретов «пустые» или закрытые глаза, а героиня этой работы спокойно и уверенно смотрит на мир. Хотя взгляд ее не отличается высветлением и детальной прорисовкой — Модильяни как бы зарисовывает зрачки, оставляя их довольно блеклыми, слегка подкрашенными бледно-голубым цветом.
Благодаря кинематографистам получило распространение мнение, что художник рисует глаза своих персонажей только в том случае, если узнает их душу. Если принять на веру, то душа девушки в желтом платье не осталась для Модильяни тайной. Хотя мы не знаем, кем именно была героиня портрета.
Свою героиню мастер поместил в угол – этот композиционный прием Модильяни обыграл несколько раз. Стены за портретом окрашены в разные оттенки. Девушка сидит на диване в строгой, слегка напряженной позе. Руки скрещены на коленях. В одежде присутствует некоторая асимметрия, которую можно прочесть, рассмотрев белый кружевной воротник и застежки на пуговицах на груди.
Модильяни не стремился к истинному подобию, скорее он пытался уловить сущность человека. Взгляд художника достаточно безжалостен и бескомпромиссен — он то сглаживал, то обострял те или иные черты, стремясь передать душу модели в увиденном им же виде.
Можно ли прочитать человека по портретам, написанным Модильяни? Конечно, сделать это непросто, но взгляд зрителя сможет уловить многое, если не самое главное. Девушка перед нами спокойная и серьезная. Сложенные руки говорят нам о смиренном, но стойком характере. Внешний вид хорошо продуман, проработан сам по себе. Скорее всего, наша героиня умна и покладиста. В ее образе можно прочитать чувство собственного достоинства и одновременно женскую мягкость.
Портреты Модильяни входят в число самых дорогих произведений искусства, и подавляющее большинство из них, как и представленные работы, нашли свой «постоянный дом» в частных коллекциях.
Другие картины Амедео Модильяни
Обнаженная на синей подушке
Голая сидит на диване
Танцор
Лежать голой с синей подушкой
Тосканская дорога
Алиса
Девушка в голубом
Сидя голый
Рыжая женщина
Жених и невеста
Портрет Жанны Эбютерн в большой шляпе
Женщина с веером
Портрет Беатрис Гастингс
Анна Зборовская
Рыжеволосая девушка в вечернем платье