Описание картины:
Святой Антоний является важной фигурой в христианской религии. Это первая достоверно известная личность в истории монашества, ставшая также синонимом борьбы с искушениями, с плотскими похотями, «личными» и наводящими бесами, терзающими плоть и дух. Неудивительно, что такой персонаж часто изображался на религиозных полотнах, в том числе и в алтарях. Не стал исключением и «Изенгеймский алтарь» замечательного немецкого художника эпохи Возрождения Матиаса Грюневальда.
На сегодняшний день сохранилось очень мало произведений Грюневальда (не более десятка), но даже из тех произведений, что дошли до современного зрителя, наиболее значительным, несомненно, является Изенхаймский алтарь, в который входит картина «Искушение святого Антония» (слева) боковое крыло).
Святой Антоний изображен вполне в духе того времени – побежденный, но не уничтоженный, старец с длинной бородой, но терзающие его бесы существенно отличались от общепринятых трактовок (достаточно сравнить картину с работой Босха с той же сюжет). Демоны здесь жестоки и безжалостны. Грюнвальд представляет их в виде свирепых могущественных чудовищ.
Внимательный зритель заметит, что демонов на картине семь. Это прямое олицетворение семи смертных грехов: оранжевый бегемот с крыльями — чревоугодие; уродливая ящерица, уцепившаяся за руку святого, олицетворяет жадность; рогатое чудовище, тащащее Антония за волосы, — прообраз зависти.
Мы сразу замечаем разнообразие красок, используемых Грюневальдом. Картинка буквально пестрит насыщенными красками: красным, желтым, серым. Композиционно-колористическим центром можно назвать мыс Святого Антония, решенный в интересном насыщенном цвете морской волны.
Также можно увидеть интересные контрасты. Передний план буквально «населен» нечистью, вид которой пугает и отталкивает, а вот на заднем — белоснежные меловые скалы в обрамлении спокойного голубого неба.
Не случайно здесь и большое желтое пятно на небе, как символ света, тепла, чего-то высшего. Ученые считают, что это намек на присутствие Бога-Отца, пришедшего на помощь праведнику, отправившемуся бороться со своими искушениями в египетской пустыне. Это заставляет зрителя задуматься об успешном исходе вакханалии.
Другие картины Маттиаса Грюневальда
Изенхаймский алтарь
Ступпах Мадонна
Богохульство против Христа
Встреча между Эразмом и Маврикием
Распятие
Алтарь Геллера
Благодетель с птичьей клеткой