«Искушение святого Антония», Маттиас Грюневальд — описание картины

«Искушение святого Антония», Матиас Грюневальд — описание картины

Автор: Матиас Грюневальд
Музей: Музей Унтерлинден (Кольмар)
год: Между 1510 и 1515 гг

Описание картины:

Искушение святого Антония — Матиас Грюневальд. Нижняя часть Изенхаймского алтаря.

Святой Антоний является важной фигурой в христианской религии. Это первая достоверно известная личность в истории монашества, ставшая также синонимом борьбы с искушениями, с плотскими похотями, «личными» и наводящими бесами, терзающими плоть и дух. Неудивительно, что такой персонаж часто изображался на религиозных полотнах, в том числе и в алтарях. Не стал исключением и «Изенгеймский алтарь» замечательного немецкого художника эпохи Возрождения Матиаса Грюневальда.

На сегодняшний день сохранилось очень мало произведений Грюневальда (не более десятка), но даже из тех произведений, что дошли до современного зрителя, наиболее значительным, несомненно, является Изенхаймский алтарь, в который входит картина «Искушение святого Антония» (слева) боковое крыло).

Святой Антоний изображен вполне в духе того времени – побежденный, но не уничтоженный, старец с длинной бородой, но терзающие его бесы существенно отличались от общепринятых трактовок (достаточно сравнить картину с работой Босха с той же сюжет). Демоны здесь жестоки и безжалостны. Грюнвальд представляет их в виде свирепых могущественных чудовищ.

Внимательный зритель заметит, что демонов на картине семь. Это прямое олицетворение семи смертных грехов: оранжевый бегемот с крыльями — чревоугодие; уродливая ящерица, уцепившаяся за руку святого, олицетворяет жадность; рогатое чудовище, тащащее Антония за волосы, — прообраз зависти.

Мы сразу замечаем разнообразие красок, используемых Грюневальдом. Картинка буквально пестрит насыщенными красками: красным, желтым, серым. Композиционно-колористическим центром можно назвать мыс Святого Антония, решенный в интересном насыщенном цвете морской волны.

Также можно увидеть интересные контрасты. Передний план буквально «населен» нечистью, вид которой пугает и отталкивает, а вот на заднем — белоснежные меловые скалы в обрамлении спокойного голубого неба.

Не случайно здесь и большое желтое пятно на небе, как символ света, тепла, чего-то высшего. Ученые считают, что это намек на присутствие Бога-Отца, пришедшего на помощь праведнику, отправившемуся бороться со своими искушениями в египетской пустыне. Это заставляет зрителя задуматься об успешном исходе вакханалии.

Другие картины Маттиаса Грюневальда

«Искушение святого Антония», Матиас Грюневальд — описание картины

Изенхаймский алтарь

«Искушение святого Антония», Матиас Грюневальд — описание картины

Ступпах Мадонна

«Искушение святого Антония», Матиас Грюневальд — описание картины

Богохульство против Христа

«Искушение святого Антония», Матиас Грюневальд — описание картины

Встреча между Эразмом и Маврикием

«Искушение святого Антония», Матиас Грюневальд — описание картины

Распятие

«Искушение святого Антония», Матиас Грюневальд — описание картины

Алтарь Геллера

«Искушение святого Антония», Матиас Грюневальд — описание картины

Благодетель с птичьей клеткой

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий