Картина «Петр I», Серов, 1907

Картина

Автор: Валентин Александрович Серов
Музей: Третьяковская галерея
год: 1907

Описание картины:

Петр I — Валентин Александрович Серов. 1907. Холст, масло. 68,5 х 88

   Великий реформатор широко, уверенно и решительно идет по зыбкому, неустойчивому валу. Его целеустремленность, напор, энергия привели в живое движение многовековые традиции, устоявшиеся порядки и устоявшийся быт страны с многомиллионным населением.

   Действие в картине происходит на фоне строительства новой столицы великой империи. На противоположном берегу сверкает золотом шпиль Петропавловского собора. Видны первые каменные постройки, ясны признаки города. Здесь все только начинается. Вместо будущей набережной — земляная насыпь, вместо дворцов — фундаменты зданий в лесах.

   Внимание зрителя приковано к фигуре государя. Все в нем символизирует силу и решительность: твердый шаг, румянец на обветренном лице, высший взгляд. Из всей группы он единственный, кто не знает силы ветра. Группа, следующая за королем, подчеркивает его исключительность. Дворяне хладнокровно кутаются в плащи, кланяются встречному ветру.

   Интересна фигура царского денщика, бережно несущего государеву треуголку. Кто этот человек неславянской внешности? Изображал художник Арап Ибрагим? Точно неизвестно. Ясно только, что в новой России на карьеру влияет уже не происхождение и древность рода, а способность и преданность идее обновления государства.

   Лица придворных скрыты от посторонних глаз. Автор не видит необходимости придавать им какие-либо индивидуальные черты.

   Рядом стоят первые корабли русского флота. Адмиралтейство еще не готово, пристаней, портов нет, но главное есть — боевые корабли и торговые суда.

   Корова, пьющая воду из Невы, — самая важная деталь. Таким образом, автор дает нам понять, что вместе с новостройками жизнь людей, приехавших к этим берегам, всерьез и надолго постепенно улучшается.

   В облачном небе парят три чайки, символизирующие близость моря, к которому так быстро наступает новая Россия.

   Цветовая гамма на картинке неудачная. Он схематично и просто передает атмосферу большой стройки. Но благодаря этой сдержанности зритель имеет возможность сконцентрироваться на главной идее художника: изменения, инициированные великим государем, необратимы.

Другие картины Серова

Картина

Портрет графа Сумарокова-Эльстона с собакой

Картина

Девушка с персиком

Картина

Портрет Иды Рубинштейн

Картина

После Куликовской битвы

Картина

Октябрь. Домотканово

Картина

Георгий Победоносец

Картина

Мика Морозов

Картина

Портрет художника Коровина

Картина

Портрет княгини Юсуповой

Картина

Портрет С. М. Боткиной

Картина

Девушка, освещенная солнцем

Картина

Автопортрет, 1880-е гг

Картина

Быки

Картина

Портрет писателя Леонида Андреева

Картина

Заросший пруд. Домотканово

Картина

Купание лошади

Картина

Бабушка в карете

Картина

Похищение Европы

Картина

Одиссей и Навсикая

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий