Описание картины:
Самое узнаваемое, трагическое, эмоциональное и легендарное произведение великого художника уже более полутора веков пленяет зрителей, заставляя сопереживать и сочувствовать героям произведения.
По заметенной ледяной бурей пустынной и зловеще-мрачной улице трое детей несут большую кадку с водой, покрытую циновками. Вода, которая выплескивается из ванны, мгновенно замерзает и превращается в сосульки. Именно так автор описывает зимнюю стужу, что делает произведение еще более драматичным.
Три детские фигуры, разные, но одинаково исхудавшие, запряжены в карету, как трио лошадей. Лицо единственной девушки в команде обращено прямо к зрителю. Под распахнутым тулупом виднеется старая, застиранная юбка. Глаза полузакрыты, лицо напряженное и неописуемое беспокойство. Холодный ветер ерошит волосы, а тяжелая и крупная обувь не для ее возраста еще больше подчеркивает хрупкость девичьей фигуры.
Мальчик крайний слева кажется самым младшим из троицы. Тяжелая работа, кажется, почти полностью лишила его сил. Рука безвольно свисает, во всем теле читается напряжение, а тонкая, бледная, детская шея и взгляд, полный отчаяния и безысходности, довершают трагическую картину.
Как известно, мастер долго не мог найти модель центральной фигуры «тройки». Это старший из детей, изображенных на фото. По сюжету произведения именно центральная фигура несет в себе основную часть драматургии произведения. Будучи лидером в коллективе, мальчик старается играть роль лидера. Тот, кто преодолевает боль и холод, не показывает своей усталости. Стремясь вперед, своим видом он придает силы ослабевшим товарищам.
Бездетные глаза троицы страдальцев, их одежда с чужого плеча, непосильный труд — мастер просит зрителя ужаснуться бедственному положению детей, молит о пощаде.
Особое внимание следует уделить окружающему ландшафту. Пустынная улица, монастырская стена (это легко определить по части ворот с изображением над ними), две человеческие фигуры — мужчина, закутавшийся от холода в шубу, мужчина, толкающий сзади бочку с водой. Автор не показывает нам лица взрослых. Их как бы нет на картине, они просто становятся частью пейзажа.
Рядом бежит очень грустная собака. Он скалит зубы на холод, тьму и сумерки, и следует за своими хозяевами, и переносит с ними все тяготы и невзгоды.
Автор выбирает для своих работ самые мрачные и невыразительные цвета, свет выхватывает из морозной дымки лишь лица трех главных героев.
Серое хмурое небо оживляется несколькими летающими птицами, тоже страдающими от мороза.
Серый, грязный снег под ногами, разбросанный кустарник, обледенелые сани. Все вышеперечисленное усиливает впечатление от картины, наполняя ее атмосферой безысходности, страдания и обреченности.
Произведение стало мощным и громким осуждением, протестом против использования детского труда, безжалостного отношения к детям.
Другие картины Василия Григорьевича Перова
увидеть мертвых
Еда
Последняя таверна на аванпосте
Утопленница
Сцена у железной дороги
Ботаник
Чаепитие в Мытищах
Спящий ребенок
Голубиный удар
Сироты на кладбище
Охотники на отдыхе
Деревенский поезд на Пасху
Заядлый
Птицы
Ловит рыбу
Сцена у могилы
Гулять пешком
Плачет Ярославна
Старые родители на могиле их сына
Парижский шарманщик
Проповедь в деревне
Приезд губернатора в купеческий дом
Чистый понедельник
Первые христиане в Киеве
Прибытие офицера для расследования
Дедушка и внук
Морской черт
Портрет Достоевского
Бобби гитарист
Шарманщик