Картина «Золотая осень», Василий Дмитриевич Поленов — описание

Картина

Автор: Василий Дмитриевич Поленов
Музей: Музей-заповедник В. Д. Поленова
год: 1893

Описание картины:

Золотая осень — Василий Дмитриевич Поленов. 1893. Холст, масло. 77×124 см

Прирожденный пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов внес большой вклад в развитие и эволюцию этого жанра. Чудесная картина «Золотая осень» относится ко второму периоду пейзажного творчества живописца. Дело в том, что все пейзажные работы Поленова критики делят на два этапа — до середины 1880-х годов и после.

Очарованный пейзажами Франции, в творческой экспедиции, которую Поленов вел вместе с Ильей Репиным, мастер уже в первых работах продемонстрировал индивидуальный подход к этому жанру — широчайший пленэр, свежесть, насыщенность красок, естественность, четкая ясность рисунок и выверенная композиция. Позже автор отказался от обдуманной задачи, создав поэтические шедевры, полные любви к природе и восхищения окружающим миром. Это полотно «Золотая осень», написанное в 1893 году.

Чем же так привлекательна эта картина даже спустя более ста лет с момента ее создания? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в личных предпочтениях автора. Как известно, любимым временем года Поленова была осень, а к Оке, которая изображена на фото, у автора было особое отношение — на берегах этой реки автор прожил более двадцати лет, не переставая восхищаться и восхищаться этим. Еще в 1890 году художник переехал в имение Борок в селе Бёхово, а через три года появилась эта картина.

Композиция изображения подчинена геометрической линии — пространство организовано с помощью дуги. Такое изогнутое изображение реки — характерный поленовский прием, формирующий композицию. Автор отказался от своего обычного сравнения двух планов, далекого и переднего, оставив только большой размах. Зритель представляет себя стоящим на вершине холма, и с этой точки перед ним услужливо простирается великолепный красочный сентябрьский пейзаж. Тем более, что местные жители легко узнали это место – мастер изобразил все правдиво и реалистично. Вид на Оку открывается с противоположной стороны Зрелищных гор, а в правом верхнем углу можно увидеть сияющую на солнце белоснежную колокольню.

Широкий панорамный разворот не сразу «раскрывает» все карты — скорее, наш взгляд следует за рекой, устремляясь все дальше и дальше, вглубь картины. Следуя по замысловатому пути, заданному автором, зритель постепенно постигает все радости вступительного показа, который показывает нам буйство и разнообразие осенних красок.

При всей своей насыщенности и разнообразии колорит картины удивительно гармоничен. Сама по себе «разноцветная» осень находит талантливое поэтическое воплощение в рамках полотна, благодаря гениальному чутью автора. Общий цвет — желтый во всех его тональных вариациях: от нежной охры до торжественного золотого. Желтые березы стройными рядами окружают реку, но сквозь густой, притягивающий наряд проглядывает темно-зеленая листва другого дерева с раскидистыми ветвями. Скорее всего, это дуб, который еще не тронули, не покрасили осенью, и он до сих пор несет в себе отголоски безвозвратно уходящего лета. Цвет охры разбавляют зеленые молодые ели, неравномерно посаженные на открытом лугу вдоль протоптанной дорожки, и мягкий песчаный пляж на противоположном берегу реки.

Благородное сочетание желтого и зеленого оттенено голубым. Он и в излучине Оки, и в небе, покрытом островками с пышными облаками, и в тонкой дымчатой ​​полосе на горизонте, придающей образу воздушности, невесомости.

Небо в этой работе заслуживает особого внимания и детального анализа. Художнику удалось «уловить» здесь все оттенки и передать их мерцание – от серых тонов облаков до светлой голубизны неба и розовых линий, рожденных солнечными отблесками. Все это подчинено своему ритму, и кажется, что небо лишено статики, и приблизительно глаза начнут замечать плавное движение.

Интересно и изображение глади реки. Зеркальная ребристая поверхность смогла вобрать в себя все цвета полотна. Здесь и благородная синева самой реки, и отражение желтых листьев на деревьях, и дублирование неба, тем самым «циркулирующее» композицию.

Поленов был известен как создатель именно «интимного» пейзажа, в концепции, что вся природная красота, открывающаяся в его картинах, как-то близка сердцу, дорога и понятна. Кажется, каждый зритель, заглянувший в творчество Поленова, вспомнит его историю — у каждого, наверное, был в жизни свой любимый покатый берег, березовая роща, протоптанная всадниками пыльная тропинка, пожелтевший луг, деревенская церковь, например, солнечный день, который у нас есть в наших сердцах.

Именно это теплое чувство, рождающееся от созерцания поленовского пейзажа, делает его работы такими притягательными и даже гипнотизирующими. А также безусловная гениальность живописца Поленова и его искренняя безграничная любовь к земле русской.

Другие картины Поленова

Картина

Московский двор

Картина

Христос и грешник

Картина

Ранний снег

Картина

Заросший пруд

Картина

Арест гугенота

Картина

Бабушкин сад

Картина

Больной

Картина

Сновидение

Картина

Белая лошадь

Картина

Старая мельница

Картина

Тивериадское озеро

Картина

Хорошо в Нормандии

Картина

Русская деревня

Картина

Осень на Оке под Тарусой

Картина

Осень в Абрамцево

Картина

Галилейское море

Картина

Воскрешение дочери Иаира

Картина

Монастырь у реки

Картина

В лодке. Абрамцево

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий