Это вторая часть статьи, посвященная картинам, на которых изображены «настоящие» парусники. В предыдущей статье была кратко рассмотрена история создания подобных картин, а также полотна некоторых художников, начиная с Клода Лоррена в середине семнадцатого века и заканчивая И. К. Далем двумя веками позже.
Здесь будет рассказано о том периоде, когда пароходы стали угрозой парусным судам и последние окончательно пришли в упадок.
В работах XIX века доминирует плодотворное творчество одного из величайших художников-маринистов в европейском искусстве Ивана Константиновича Айвазовского, который происходил из армянской семьи, жившей в Крыму. Картины кораблей в море на его полотнах выглядят очень реалистично.
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900), «Наваринское сражение» (1846).
Айвазовский написал много сцен с великими морскими сражениями. Ему посчастливилось запечатлеть некоторые из последних сражений между парусными кораблями в Наваринской битве. Это была битва между союзными флотами Великобритании, Российской империи и Франции против османского флота во время греческой войны за независимость 20 октября 1827 года. Суши почти не видно, но эта битва произошла на западном побережье Пелопоннеса полуостров в Ионическом океане. Айвазовский завершил эту работу через 19 лет после события.
Иван Константинович Айвазовский, «Вид Константинополя и Босфора» («Вид Константинополя и Босфора») (1856).
На рассвете открывается великолепный вид на Константинополь и Босфор. В гавани лес мачт от большого количества стоящих рядом кораблей. Невероятное синее море и зеленые оттенки воды под маленькими лодками. Справа на полотне красуется большая белая мечеть.
Кларксон Фредерик Стэнфилд (1793–1867), «Голландские баржи и торговые суда, идущие из Роттердама» (1856).
Высокая репутация Айвазовского была заработана в условиях конкуренции со стороны британского художника Кларксона Стэнфилда. Его картина «Голландская баржа и торговые корабли, покидающие Роттердам» была богата деталями и включала полуразрушенные здания на набережной. Бушующее море у берегов совершенно не похоже на спокойные волны вдалеке.
Станислас Лепин (1835-1892), порт Кан (ок. 1859).
Менее известный Станислас Лепин был одним из участников первой выставки импрессионистов в 1874 году. Примерно в 1859 году он изобразил порт Кана в качестве центральной панели триптиха. В том же году, находясь в Нормандии, он встретил Камиллу Коро, которая стала его учителем.
1869 год был богатым на события для парусных судов: в Египте открылся Суэцкий канал и был спущен на воду «Катти Сарк», один из последних клиперов, которые доставили чай из Китая его крупнейшим потребителям в Европе. Самый быстрый корабль преодолел 14 000 морских миль вокруг мыса Доброй Надежды всего за 107 дней.
Иван Константинович Айвазовский, «Суэцкий канал» (1869).
На этой картине Айвазовского изображены корабли, проходящие через Суэцкий канал в первый год его работы. Лунный свет освещает путь кораблей и близлежащие территории.
Корабли оснащены двигателями и парусами. Такие комбинированные решения увеличивают массу судна, но в то же время позволяют быть более экономичным. На большие расстояния в хороших условиях можно использовать парус и не тратить топливо, а для небольших перемещений, таких как Суэцкий канал, вы используете энергию двигателей. С использованием таких гибридных кораблей парусные суда стали экономически невыгодными и потеряли прежнее значение.
В конце 19 века художники постепенно стали переселяться на Ближний Восток, где создавали ориенталистские сцены.
Альберто Пазини (1826-1899), «На Золотом Роге» (ок. 1876).
Золотой Рог — пристань недалеко от шумного Стамбула. Это место уже давно популярно среди мелких торговцев, которые перевозят свои товары на гибридных кораблях. Эти небольшие суда использовали паруса и двигатели, чтобы продвигаться вперед. На фото из трубы идет черный дым, при этом в качестве топлива для таких электростанций использовался уголь.
Уильям Брэдфорд (1823-1892), Вид из Батл-Харбора (1877).
Эта картина отличается от солнечного и теплого побережья Турции, вид из Батл-Харбора более суров и холоден. Это был рыбацкий порт на побережье Лабрадора. Основанный в конце 18 века, он процветал в течение следующего века, а затем пришел в упадок в 20 веке, став лишь летней рыбацкой станцией. В настоящее время это Национальный исторический памятник Канады.
Для многих европейцев первым парусным судном, на которое они попали, был тот, который перенес их из родной страны в новую жизнь в Америке.
Уильям МакТаггарт (1835-1910), Эмигранты, покидающие Гебриды (1883-89).
На этой картине, которую Уильям начал в 1883 году и завершил только в 1889 году, шотландские эмигранты загружают свои немногочисленные пожитки в гребные лодки на переднем плане, а затем гребут к ожидающему вдали кораблю. Лодки перегружены и легко перевернутся в шторм. Берег на картине выглядит немного размытым, так как художник изначально не изобразил деталей.
Жорж Сёра (1859–1891), «Уголок бассейна, Онфлер» (1886).
Когда летом неоимпрессионист Жорж Сёра проводил кампанию вокруг портов вдоль Ла-Манша, он часто снимал парусные и пароходы в гавани. На этой картине изображен угол бассейна, Онфлер в 1886 году, со смесью мачт, такелажа и труб.
Эжен Янссон (1862-1915), Вечер в Корнхамнсторге, Стокгольм (1897).
На этой картине изображена хорошо освещенная набережная Старого города Стокгольма в виде полосы, пересекающей его доминирующий синий цвет. Художник наполняет небо и воду мягкими и, казалось бы, случайными изгибами и завихрениями и вырезает линейные узоры на корпусе парусника.
Поль Синьяк (1863–1935), «Нотр-Дам-де-ла-Гард» (La Bonne-Mère), Марсель (1905–1906).
Некоторые постимпрессионисты, переехавшие на юг Франции в конце 1800-х и начале 1900-х годов, отправились в самостоятельное плавание. Возможно, именно Поль Синьяк нарисовал некоторые из самых ярких пейзажей последних дней плавания в миди-портах: его Нотр-Дам-де-ла-Гард (вверху) и его более импровизированная акварель корсиканского пейзажа 1931 года (внизу).
Поль Синьяк, «Корсиканский пейзаж» (Аяччо) (1931).
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851), «Бриг «Тимерер» буксируют к последней якорной стоянке» (1839).
Это изображение символизирует закат века парусных кораблей. На фоне заходящего солнца паровой буксир тянет большой парусный военный корабль Джеймса Тернера «Темерер» к вечному причалу. В начале Второй мировой войны почти все парусные корабли мира постигла та же участь. Так закончились дни парусных кораблей.