Описание картины:
Австрийский художник чешского происхождения Оскар Кокошка принадлежал к семье известных пражских ювелиров и в юности учился в Венской школе прикладного искусства, где одним из его учителей был Густав Климт. По настоянию архитектора А. Лооса, который ввел молодого художника в круг интеллигенции, он начал заниматься живописью. Кокошка восхищался творчеством Ван Гога, много рисовал цветными карандашами, в начале своей творческой деятельности примкнул к экспрессионистам.
Художник долгое время жил в Берлине, путешествовал по Северной Европе, вернулся в Вену в 1933 году, а через год переехал на родину предков, в Прагу. В ответ на развязанную нацистскими властями кампанию против «дегенеративного» искусства он объявил себя «дегенеративным» и даже создал автопортрет с этим именем. В 1938 году, спасаясь от преследований немецких властей, Кокошка эмигрировал в Лондон, где занял активную общественную позицию и стал резко критиковать агрессивный милитаризм Гитлера.
Картина «Красное яйцо» — образец острой политической сатиры, реакции художника на потрясшие его Мюнхенские соглашения, которые после удовлетворения территориальных претензий Германии, Венгрии и Польши к Чехословакии фактически привели к разделу страны.
Небольшое полотно кажется масштабным, настолько яркие краски, широкие и сильные свободные мазки, крупные гротескные персонажи. Выполненная в экспрессивной манере, свойственной ранним произведениям автора, картина поражает красотой теплых красок и уродством безобразных антигероев.
На столе в центре круглого подноса лежит ярко-красная яичная скорлупа, содержимое которой уже вытекло, по старинному обычаю — это символ жертвоприношения. Кому его принесли, догадаться нетрудно. Столовые приборы уже разложены, толстый кот лижет под столом, справа и слева жадно разинули рты две страшные головы, в которых можно узнать карикатуры на Гитлера и Муссолини. Коронованный британский лев опирается лапами на стопку документов с четкими надписями «München» («Мюнхен»), а вдали, рядом со стилизованным изображением пражского города, вырисовывается аморфная фигура красного краба — образ напоминает медлительность Уинстона Черчилля.
Карлов мост в Праге
Невеста ветра
Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат