Описание картины:
xX век вместе с техническим прогрессом, личной свободой, кровопролитнейшими войнами и демократией принес одиночество и изоляцию. Воплощением этого состояния пустоты и беспокойства является эта работа.
Сухая, ломкая фигура, обхватившая себя руками, чтобы окончательно отгородиться от мира, погружается в иллюзии, навеянные настойкой полыни. В своих снах героиня чувствует себя комфортно. Ключ к медленному возвращению в реальность — полупустой стакан «напитка фей». Длинные тонкие пальцы модели, словно щупальца какого-то фантастического, потустороннего существа, обвивают ее лицо и плечо. Сама она как галлюцинация, неясная и изменчивая. Во взгляде нет мысли, размышления, разума. Тихое созерцание, бессмысленное, мимолетное, вновь и вновь вызываемое новыми порциями абсента.
При ближайшем рассмотрении видно, что героиня готовилась к визиту в кафе: на лоб падает кокетливый локон, на лице едва заметны следы макияжа. Что это? Страшная надежда на перемены в жизни? моральные стандарты? Однозначно ответить невозможно.
На желтоватом лице угадывается едва заметная улыбка. Героиня чувствует себя комфортно в своих полных иллюзиях. В то же время в работе присутствует определенное напряжение.
Одиночество героини разделяют стакан с зеленоватым зельем и голубой сифон. Зеркало на стене отражает красочный мир, от которого женщина так решительно оградила себя.
Цветовая гамма произведения очень контрастна. Сине-голубой борется с оранжево-коричневым. Мир иллюзий с реальностью. Линии на рисунке четкие, контрастные. Окружение фигуры слегка размыто, зритель видит его глазами героини. Такая игра пространства создает иллюзию двойного присутствия героини.
Композиционно стакан и сифон с водой повторяют контуры героини. Они как две стороны одного и того же, неразрывно связанные. Такие ассоциативные связи ярко характеризуют все творчество художника.
Атмосфера в картине пропитана ощущением борьбы между реальностью и иллюзиями. Трагизм ситуации заключается в том, что иллюзии убивают реальность, и сознание героини вскоре не сможет противостоять действительности, и, наконец, сделает выбор в пользу фантастических видений, уничтожающих способность мыслить, оценивать, жить.
Четко оформлена авторская позиция — тревога и неуверенность. Эти два чувства, столь характерные для человека ХХ века, представлены зрителю абстрактным сюжетом в одном из самых выразительных и лаконичных произведений великого мастера.
Другие картины Пабло Пикассо
Семья комиков
Герника
Минотавр
Женщина сидит в кресле
Автопортрет
Портрет Гертруды Стайн
Мальчик с трубкой
Арлекин и его любовница
Автопортрет 1901 г
Две сестры
Жизнь
Девушка на мяче
Авиньонские девственницы
Портрет Амбруаза Воллара
Портрет Даниэля Анри Канвейлера
Портрет Вильгельма Уде
Купальщицы
Три музыканта
Старый гитарист
Девушка перед зеркалом
Синяя комната
Танец
Мальчик ведет лошадь