Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Фреска – один из самых известных видов настенной росписи. В переводе с итальянского название этой техники означает «свежий». Изображение наносится на свежую, еще не засохшую штукатурку. Однако, сегодня термин «фреска» иногда используют неправильно, называя ею любую настенную роспись (в том числе «а секко», роспись масляными и даже акриловыми красками и другие виды).

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Самые известные авторы фресок

Многие создатели росписей стали всемирно известными, и их работы до сих пор вызывают восхищение.

Сандро Боттичелли (1445 – 1510)

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Искушение Христа
Сандро Боттичелли

Один из самых выдающихся художников эпохи Возрождения. Боттичелли наиболее известен своими картинами, но он также написал множество фресок. Примером его творчества является роспись стен Сикстинской капеллы.

Джотто (1266 – 1337)

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Джотто — итальянский художник и архитектор, положивший начало так называемому проторенессансу. Произведения Джотто, сохраняя многие черты старого искусства — византийского и готического, приобретают совершенно новые для своего времени элементы: пластику, пространственную глубину, выразительность жестов и поз.

Мазаччо (1401 – 1428)

Мазаччо — итальянский живописец начала 15 века. Несмотря на свою короткую жизнь, он внес значительный вклад в реформирование живописи раннего Возрождения. Даже в церковных произведениях Мазаччо использовал элементы, нарушавшие устоявшиеся традиции.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Троица
Мазаччо

Например, это первый художник, который начал создавать надписи на иконах, картинах и росписях в храмах современным шрифтом, а не старой готикой. Мазаччо стремился к максимальному реализму в своих творениях, используя традиционные религиозные сюжеты для отражения социально-политических и философских идей, актуальных для его времени.

Рафаэль (1483 – 1520)

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Рафаэль является создателем одних из самых известных фресок в мире искусства. Его работы отличаются монументальностью, выразительностью, детальностью сюжетов и сложными композициями. Среди его лучших произведений «Афинская школа», «Парнас», «Спор», «Триумф Галатеи».

Микеланджело (1475 – 1564)

Микеланджело Буонарроти — один из самых ярких мастеров эпохи Возрождения. Это был человек с непростой судьбой и долгим духовным поиском. В живописи он стремился следовать только самым высоким стандартам, как он их понимал.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Именно Микеланджело более всего ратовал за «чистую фреску», не испорченную никакими дополнениями вроде масляной краски или «доводки» картины после высыхания гипса. Потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело, поражал как современников художника, так и людей, живших спустя несколько столетий, вплоть до нашего времени.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Роспись потолка в Дощатом зале замка Сфорца
Леонардо да Винчи

Великий гений Леонардо оставил после себя относительно немного картин, так как в основном занимался наукой и изобретениями. Однако, его картины и фрески получили мировое признание. Правда, самая известная его работа «Тайная вечеря» на самом деле не фреска, хотя многие ее так и называют. Это пример «а секко», то есть рисования по сухой поверхности.

Пьетро Перуджино (1446 – 1524)

Перуджино — представитель умбрийской школы живописи. Жил-был один из самых известных художников; среди его учеников был Рафаэль. Самая известная фреска Перуджино — «Вручение ключей апостолу Петру», отличающаяся гармоничностью композиции и яркостью красок.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Вручение ключей апостолу Петру
Пьетро Перуджино

Перуджино также завершил фрески Рафаэля после его смерти — редкий случай, когда учитель переживает своего ученика и завершает начатое им дело.

Лука Джордано (1634 – 1705)

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лука Джордано — итальянский художник 17 века, создававший фрески во время постепенного упадка. Его прозвали Лука Фа-Престо, потому что он очень быстро создавал свои работы. Однако, высокая скорость создания фресок сказалась на качестве: если одни работы считаются безусловными шедеврами, то другие написаны очень небрежно и имеют невысокую художественную ценность.

Андреа Поццо (1642 – 1709)

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Апофеоз святого Игнасио
Андреа Поццо

Андреа Поццо — итальянский художник эпохи барокко. Он стремился обновить фресковую живопись и создавал так называемые иллюзионистские картины, создающие впечатление реальных предметов. Поццо также считается изобретателем техники меццо».

Андрей Рублёв (1360 – 1428)

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Страшный суд
Андрей Рублев

Андрей Рублев — самый известный русский средневековый художник. Среди его работ много икон и фресок. Однако, не все росписи сохранились до наших дней. Образцом сохранившихся произведений могут служить фрески Успенского собора во Владимире; они также находятся в группе риска, потому что режимы температуры и влажности не соблюдаются должным образом.

Феофан Грек (ок. 1340 – ок. 1410)

Феофан — уроженец Византии, о чем свидетельствует его прозвище. Сначала он работал в византийских городах и генуэзских колониях в Крыму (Галате и Кафе), а затем приехал на Русь. Для Феофана характерен индивидуальный творческий стиль, его понимание традиций создания фресок отличается от незыблемого византийского канона.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Спас Вседержитель
Феофан Грек

Феофану удалось расписать многие храмы в Новгороде и Москве. Примером его творчества является «Спас Вседержитель» — роспись купола Спасо-Преображенского храма на улице Ильина в Великом Новгороде.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Одной из характерных особенностей его стиля является крайне минимальное количество цвета, из-за чего изображение кажется почти монохромным; этот образ символизировал стремление к аскетизму, отказ от мирских удовольствий, что может свидетельствовать о психологическом образе самого автора. Идеи Феофана и даже некоторые черты его стиля были позже переняты другими творцами русской росписи.

Гурий Никитин (ок. 1620 – 1691)

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Фрески Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале
Гурий Никитин

Гурий Никитин – самый известный русский мастер фрески XVII века. Его монументальная живопись — яркий образец «фряжного стиля», сформировавшегося под влиянием европейского искусства. Гурий Никитин впервые стал изображать пейзажи и бытовые сцены на стенах русских церквей (например, роспись церкви пророка Ильи в Ярославле).

Лучшие фрески мира

«Страшный суд» Джотто

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Страшный суд
Джотто ди Бондоне

Одна из лучших фресок мастера, расположенная над входом в капеллу дель Арена в Падуе. Произведение отличается высокой точностью и детализацией фигур, их динамикой, мифологическое событие передано очень реалистично. Такие фрески вовлекали зрителя в живое переживание библейских сцен, они не были простыми символами, как в древнем средневековом искусстве.

«Страшный суд» Микеланджело

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Страшный суд
Микеланджело

Еще одно изображение мифического «Страшного суда», теперь уже на стене Сикстинской капеллы. Микеланджело не только создал живописный шедевр, но и нарушил саму иконографическую традицию. Правила требовали показать конец «Страшного суда», когда Бог уже отделил праведников от грешников; Однако, Микеланджело изобразил начало события. На фреске разъяренный Иисус Христос поражает людей молнией, и они испытывают яркие эмоции.

«Афинская школа» Рафаэля

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Афинская школа
Рафаэль

«Школа в Афинах» — монументальное и реалистическое произведение, характеризующееся беспрецедентной для своего времени пространственной глубиной. Сюжет фрески необычен: на ней изображена коллекция из более чем пятидесяти фигур — известных философов из разных стран и эпох. Здесь можно найти Платона, Аристотеля, Зенона, Зороастра и многих других мыслителей.

«Сотворение Адама» Микеланджело

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Сотворение Адама
Микеланджело

Еще одна известная фреска из Сикстинской капеллы. Произведение наполнено глубоким философским смыслом. Бог тянется к руке Адама и почти касается ее. Так «творец» дает первичный жизненный импульс человеку; пока руки персонажей не соприкасаются полностью, это символизирует невозможность совмещения божественного и человеческого.

«Триумф святого Игнатия» Поццо

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Триумф святого Игнатия
Поццо

«Триумф святого Игнатия» Андреа Поццо — замечательная фреска конца XVII века, хороший образец «иллюзионистского» направления. На потолке церкви Сан-Игнацио изображены человеческие фигуры, летящие по облакам, при этом создается впечатление, что они действительно летят под потолком и на самом деле действие происходит в храме.

«Триумф Аврелиана» Тьеполо

Фреска первой половины 18 века, написанная в духе времени — в популярном стиле рококо. Кроме того, он посвящен не религиозному или мифологическому, а вполне «гражданскому» историческому событию.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Триумф Аврелиана
Тьеполо

Произведению присуща виртуозность венецианской школы, последним представителем которой был Тьеполо, но веяния моды того времени добавили фреске некоторые недостатки. Например, автор даже не пытался передать реалистичность портретов героев — они скорее напоминают франтов 18 века.

«Битва при Ангиари» Леонардо

Эта фреска должна была стать самой большой и выдающейся из всех картин Леонардо. Он был в три раза больше «Тайной вечери». Однако, наибольшую известность эта фреска заслужила тем, что по неизвестным причинам была утеряна.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Битва при Ангиари
Леонардо

Еще более удивительным было то, что он был заново открыт относительно недавно. Оказалось, что эта работа была покрыта другой — фреской Вазари. В то же время Вазари, высоко ценивший творчество Леонардо, не согласился уничтожить его произведение, а построил перед ним фальшивую стену, на которой написал свое творение, тоже на военную тему.

«Тайная вечеря» Леонардо

Эту работу часто называют фреской, хотя она написана по сухой штукатурке темперой. Монументальное творение Леонардо до сих пор окутано тайнами. Например, фигура, сидящая по правую руку от Христа, — это не апостол Иоанн, как принято считать, а Мария Магдалина.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Последний прием пищи
Леонардо да Винчи

Иуда Искариот очень похож на Иоанна Крестителя, который по сюжету не мог находиться в комнате. Апостолы сидят группами по три человека, которые связаны как с четырьмя элементами, так и со знаками зодиака.

«Смерть и вознесение святого Франциска» Джотто

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Смерть и вознесение Франциска
Джотто

На одном из выдающихся творений Джотто изображена толпа людей, собравшихся вокруг умершего святого Франциска; верхняя часть фрески изображает душу Франциска, восходящую на облаке к небу. Однако Джотто поместил в свое творение, как сейчас говорят, «пасхальное яйцо»: злобное улыбающееся лицо дьявола, выглядывающего из-за облака. Ученые считают это шуткой Джотто.

Фрески Кносского дворца

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Самый старый дворец в Кноссе на острове Крит – настоящая «картинная галерея». Стены залов украшены искусно расписанными фресками; их функция – преобладание красного и коричневого цветов. Портреты людей написаны с такой тщательностью и детализацией, что ученые считают их написанными с натуры. На некоторых картинках показаны специфические развлечения тогдашних жителей Крита — упражнения акробатов с разъяренными быками. На фресках также присутствует характерный орнамент.

Описание

Почему художники решили использовать картины на свежей штукатурке? Дело в том, что при его высыхании на поверхности образуется тонкая прозрачная известковая пленка. Он защищает изображение и делает его долговечным. Именно поэтому многие фрески, написанные в Средние века и даже в древности, сохранились до наших дней.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Фрески также имеют свои ограничения. Например, размер поверхности, покрываемой изображением за день, не так велик, как при других техниках; тем не менее, часть должна быть закончена до того, как стена высохнет. Поэтому создание фрески – трудоемкий и сложный процесс.

покраска секко (то есть по сухой штукатурке) позволяет создавать работы быстрее; но по стойкости заметно уступает фреске. Рисунок, нанесенный на свежую штукатурку, нельзя перерисовывать, при необходимости переделывать, можно лишь слегка подправить.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Первоначально для настоящей фрески не были доступны некоторые цвета, в том числе такой важный, как синий: все синие пигменты, известные средневековым художникам, теряли свои свойства во влажной среде. Поэтому небо и голубая одежда на таких картинах добавлялись позже, когда покрытие высыхало.

Фреска не наносилась на известную строительную штукатурку на основе цемента. Гипс, пригодный для нанесения рисунка, называется левкасом. Для приготовления необходимо смешать известь с песком. Краска также используется специальная – натуральная, разбавленная водой. Поэтому для фресок характерен особый колорит; их яркие краски не тускнеют даже по прошествии многих веков.

Виды фресок

Основной принцип создания фрески со временем менялся и дополнялся. Играл роль климат, состав штукатурки, рецепт состава краски и т д. Поэтому принято различать несколько видов фресок.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

«Настоящую» фреску также называют «фреской buon». При его изготовлении мастера наносили верхний слой грунта только на ту часть стены, которую в данный момент красили. Краска при таком подходе не содержит связующих веществ, поэтому до высыхания она должна успеть впитаться в почву.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Такая фреска была распространена в древности и древности. Примером тому могут служить настенные росписи в Помпеях. На более позднем этапе чистая фреска получила широкое распространение в эпоху Возрождения, прежде всего в итальянском искусстве. Такие работы создавали Джотто (росписи стен в капелле Скровеньи), Микеланджело (Страшный суд) и другие художники.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Умение создавать чистые фрески считалось в Италии признаком высшего мастерства. Когда Микеланджело создавал свой «Страшный суд», ему посоветовали написать его масляной краской, но великий мастер возмутился и разразился бранью, сказав, что не признает никакого другого стиля, кроме «буон.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Апофеоз Игнатия
Андреа Поццо

Меццо — фресковая живопись, изобретенная в 16 веке. При таком подходе сухую штукатурку вторично увлажняют, и на нее наносится рисунок. Примером этого стиля является работа Андреа Поццо («Апофеоз Игнатия»).

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Смешанная техника использовалась в древнерусском искусстве, а также в итальянском искусстве до XVI века. Основной образ создавался на влажной поверхности, а после высыхания яичной темперой добавлялись детали композиции.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Фрески Андрея Рублева и Даниила Черного

Примеры — произведения Дионисия, русского художника конца 15 — начала 16 веков (образ святителя Николая на куполе Ферапонтова монастыря), Андрея Рублева (росписи Успенского собора во Владимире).

Этапы создания фрески

Перед созданием работы необходимо подготовить поверхность. Стандартное количество слоев штукатурки – два. Основой для фресковой штукатурки является гашеная известь, смешанная с песком в определенной пропорции. К основному слою наносится дополнительный слой; это очень тонкий слой – 3 – 5 миллиметров. Пока верхний слой остается влажным, на нем можно писать.

Необходимо заранее подготовить шаблон. Это может быть обычный рисунок. Шаблон прикладывается к поверхности и продавливаются контуры (графен) — это можно сделать, например, карандашом. Использовался и другой вариант: с шаблона удалялась калька с прорезанными отверстиями, и через них углем прямо на стену наносились контуры. Итальянские мастера эпохи Возрождения иногда усиливали контуры с помощью сангины, специального бескрайнего карандаша.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Теперь можно приступать к раскрашиванию. Часто художник сначала применяет так называемый подмалевок, то есть закрашивает отдельные участки серым цветом. Это необходимо для того, чтобы основной цвет, нанесенный поверх него, получил особый оттенок.

Серая грунтовка позволяет добиться интересного оптического эффекта. Самая ортодоксальная цветовая палитра включает всего несколько цветов; остальные цвета достигаются наслоением. Например, чтобы получить коричневый цвет, нужно нанести красную краску на серую основу.

Когда изображение готово, гипсу дают высохнуть. Это самый важный способ создания фресок. В определенных случаях прибегают к дополнению и подготовке работы уже на сухой поверхности.

Чем отличаются фреска, мозаика и икона

Фреска, мозаика и икона — совершенно разные виды искусства. Фреска создается путем росписи водоэмульсионной краской по сырой штукатурке. Мозаика – это изображение из мелких кусочков твердого материала.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Битва при Иссе

Икона же, скорее, жанр культовой живописи: портрет святого или изображение мифологического события. Понятно, что фрески и мозаики не могут быть только религиозными. Примеры включают «Битву при Иссе» — древнюю мозаику, изображающую битву Александра Македонского с персидским царем Дарием, или уже упомянутый «Триумф Аврелиана» — фреску светского содержания, да еще и в стиле рококо, относящуюся к 18-ый век. Иконография обычно представлена ​​мелкими фигурами.

История развития

История фрески начинается в древности. И исчезновение его как вида искусства произошло относительно недавно (XVIII век).

Настенные рисунки и фрески — древнейший вид искусства. В каком-то смысле предшественниками фрески можно назвать образцы примитивного пещерного и наскального искусства. Большая часть этих рисунков была найдена в Европе, хотя пещеры с рисунками есть и в других частях планеты.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

желание украшать стены домов картинами не исчезло и после того, как было освоено строительство и появилась настоящая архитектура. Натуральный камень уступил место искусственному (гипс).

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Точно неизвестно, когда появилась самая первая фреска, но в эпоху эгейской культуры (Древняя Греция, второе тысячелетие до н.э.) это искусство уже было широко распространено. Классическим примером фресок Эгейского моря являются настенные росписи в Кноссе. Картины того времени не были чистыми фресками; краски имели связующее — обычно казеин или клей, а техника напоминала секко. Настенные росписи также были найдены в районе Акротири на Кипре. Знаменит своими картинами и Древний Египет.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Древние люди ценили возможность создания монументальных композиций на стене из относительно недорогих материалов. Искусство фресковой живописи перекочевало в классическую древность. В Древней Греции и Риме она приобрела очень широкую популярность.

В те времена известковую штукатурку на стену наносили в несколько слоев (до семи), что упрощало создание росписей. Римляне, отличные строители, изобрели новые способы увеличения прочности гипса и сохранения изображений. Так знаменитый зодчий Витрувий советовал покрывать высохшую фреску смесью масла и воска, которую затем нужно было нагреть и натереть. Сохранившиеся римские фрески можно увидеть на стенах Геркуланума.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Ктиторская композиция

Фрески, созданные в домах и общественных помещениях, изображали быт людей, пейзажи, портреты. Особое значение имела храмовая роспись, на которой изображались боги, герои, мифологические сцены.

Обычай красить стены храмов существовал во все времена и у многих народов. Поэтому неудивительно, что христиане продолжили эту традицию. В первые века христианства изобразительное искусство жило в основном только в храмах; Христианам было не свойственно украшать жилые дома и другие светские постройки, потому что для них это было «суетой, отрывающей верующих от Бога».

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

В то же время христианский храм мог быть очень большим, а для краски нужно было, чтобы настенное покрытие долго оставалось влажным. Для этого число слоев штукатурки сократили до двух, а в верхний слой вместо мраморной крошки добавили полотно или паклю. В результате появилась возможность наносить верхний слой штукатурки сразу на всю отведенную под покраску поверхность.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Оранта София Киев

Византийские фрески, украшающие стены многих церквей, считаются непосредственными предшественниками средневековой западноевропейской настенной живописи. «Греческую» технику переняли и древнерусские художники, поначалу строго придерживавшиеся ее канонов (таковы фрески Софии Киевской). Однако состав материала облицовки стен постепенно менялся.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Фрагмент евхаристической фрески Софийского собора

Известь перед нанесением на стены отмывали от «жемчужины» — примеси, которая при высыхании выступала на поверхность и портила изображение. Из-за этого снизилась способность левкаса (гипса) удерживать краску; также увеличилась скорость высыхания покрытия.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Фрагмент евхаристической фрески Софийского собора

Художники стали добавлять в краску клейкий компонент, а также шире использовать последующую темперную роспись (таковы фрески храмов Новодевичьего монастыря). В XVII веке русские мастера фрески создавали картины полностью яичной темперой, а чуть позже пытались использовать для этого масляную краску, совершенно не подходящую для этой техники. Старая «византийская» школа уступила место новым течениям.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Белый ангел
Сербский монастырь Милешев

Храмовые росписи известны и в других странах «греческой веры», то есть православных. Картина неизвестного мастера «Белый ангел» в сербском Милешевском монастыре была одним из первых изображений, отправленных в космос. Прекрасное лицо ангела на этой фреске сравнивают со знаменитой Моной Лизой.

Произведение иллюстрирует библейский сюжет – небесный вестник указывает женам-мироносицам на пустую пещеру, где был погребен Христос. Другая известная фреска находится в сербской церкви в Студенице; это «Рождение Богородицы», отличающееся детализированным действием.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Рождение Богородицы
Сербская церковь в Студенице

В Европе это искусство в первую очередь было развито в Италии. Единственным исключением была Венеция, слишком влажный климат которой не позволял создавать «настоящие» фрески. До конца 13 века итальянцы придерживались византийских канонов, но позже стали от них отходить.

В середине 15 века подробное описание искусства фрески сделал Ченнино Ченнини, известный художник того времени; он также ввел сам термин «фреска», а также определил «чистый» вариант этой техники.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Святой Августин
Ченнино Ченнини

Итальянские живописцы подходили к созданию произведений тщательно, так как изображения были намного сложнее по композиции и цвету, чем византийские образцы. Сначала нужно было сделать набросок изображения, затем перенести контуры на кальку, и уже она наносилась на поверхность стены; через него наносилось предварительное изображение, которое потом раскрашивалось.

До XVI века окончательная отделка работы производилась темперой после высыхания поверхности. Но в эпоху «Правого Возрождения» художники стали считать эту технику «неполноценной» и почти не использовали ее, предпочитая «чистую» фреску.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Святой Григорий
Ченнино Ченнини

С другой стороны, некоторые художники стали использовать новаторскую технику под названием «меццо»: живопись выполнялась по свежесмоченной штукатурке. Другие мастера использовали другие техники, прежде всего секко. Самая известная работа в этом стиле — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

С 18 века фреска постепенно стала сдавать свои позиции. Однако в этот момент он распространился за пределы Италии, прежде всего в такие страны, как Германия и Испания. Правда, такие росписи стали выполнять не водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.

Виды современных фресок

В общем, искусство фресковой живописи безвозвратно ушло в прошлое. Однако полностью этот прием не исчез: сегодня такие картины украшают стены многих частных домов и даже общественных организаций. Процесс создания современных фресок не совсем такой, как для классических произведений, но общие принципы те же.

Наиболее востребованы следующие виды современных фресок:

  1. Краска на эластичной штукатурке. Техника ее выполнения максимально похожа на классическую фреску, но вместо традиционной известковой штукатурки используются специальные готовые составы, которые наносятся на стену с помощью монтажной сетки.
  2. Картина на холсте. В этом случае на холст наносится грунтовка, а на ней уже создается изображение. Поверх нее наносится прозрачный слой воска, так как такую ​​фреску нельзя чистить кистью — она ​​очень хрупкая. Обычно изображение искусственно состаривают для достижения эффекта естественности.
  3. Фреска на флизелиновой основе. Это относительно дешевый продукт массового производства, и технология его изготовления проста. Чтобы сделать такую ​​«роспись» на флизелин, нужно нанести тонкий слой гипса, а затем сделать на нем рисунок с помощью фотопринтера. Такую фреску можно клеить как обычные обои, только полотно получается большим и широким, за счет чего не образует стыков.

Использование фресок в современном интерьере

Фреска в наше время достаточно дорогой и потому «элитный» способ оформления интерьера. Комната с расписными стенами может напоминать старинную виллу, дворец, владения богатых и знатных людей эпохи Возрождения. В то же время, однако, современная фреска не ограничена ни в выборе действия, ни в стиле, ни даже в технике исполнения. Изображение может быть футуристическим, юмористическим или, возможно, имитировать классические формы.

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи

Интересным образцом современного искусства являются фрески в Денвере. Фрески в аэропорту этого города, созданные Лео Тангумой, изображают ужасающие образы. Эти писания были написаны, чтобы предупредить человечество; вы можете понимать их как форму социальной рекламы.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий