Описание картины:
Образ Божией Матери с Христом и святой Анной Караваджо написал по заказу папского конюшего (от итальянского «palafrenieri» — «жених») для главного алтаря церкви Святой Анны близ собора Святого Петра в Рим. Свое второе название картина получила из-за того, что здесь изображена змея – символ зла, на которую наступают Мария и Христос.
В соборе работа мастера, искусство которого выходило за рамки канонов, находилась всего несколько дней. С Караваджо не раз случалось, что из-за неудовольствия духовенства его произведения покидали стены храмов и осели в частных коллекциях. В этом случае картина оказалась в коллекции Шипионе Боргезе. Причина ее изъятия из церкви была, скорее всего, в следующем: художник изобразил Анну, Марию и Христа с таким мужеством и таким реалистическим подходом к созданию образов, как будто рисовал одного из своих скромных и бедных современников.
«Он считает, что… нет ничего лучше, чем следовать природе», — писал о зрелом Караваджо его современник, голландский художник и искусствовед Карел ван Мандер. «Из этого следует, что он не делает ни одного мазка кисти, не изучив жизни, которую копирует и пишет». Но именно страсть к правде жизни, стремление приблизить божественное к человеку и было новаторством Караваджо, всколыхнувшим искусство европейских художников.
Однако Караваджо прекрасно удалось «направить» сцену, которую он задумал как истинный художник эпохи барокко, одним из инициаторов которого он был. А его манера «тенебросо» (в переводе с итальянского — «мрачный, темный»), когда луч света прорезает тьму и освещает персонажей, усиливает театральный момент изображения.
Другие картины Микеланджело Караваджо
Бахус
Жертва Исаака
Ужин в Эммаусе
Смерть Мэри
Музыканты
Лютнист
Молодой человек с корзиной фруктов
Мученичество апостола Матфея
Иоанн Креститель
Давид с головой Голиафа
Святой Иероним
Больной Бахус
Корзина фруктов
Положение в гробу
Круглее
Отдых на рейсе в Египет
Мальчика укусила ящерица
Обращение Саула
Призыв апостола Матфея