«Магомет на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

Автор: Николай Рерих
Музей: Музей. Н.К. Рерих, Москва
год: 1925

Описание картины:

Мухаммед на горе Хира — Николай Рерих. 1925. Холст, темпера. 73,8 х 116,9 см

Представленный образ входит в знаменитый цикл Николая Рериха «Знамена Востока», который он создал, совершив удивительное по сложности и объему путешествие по Востоку. Помимо Мухаммеда, художник в этой серии вспомнил Конфуция, Будду, Моисея, Йенно Гуйо Дья, Нагарджуна, Лао-Цзы и других известных исторических личностей. Серия служит визуальным воплощением попытки Рериха понять сущность выдающихся деятелей, а также дух народа, которому они принадлежали.

Мухаммед – центральная фигура в исламе. Именно он подарил миру Коран, получив откровение от Аллаха. Свою картину Рерих решил посвятить истории, когда Магомет увидел у горы Хира ангела Джибрила (Гавриила). В своем путевом дневнике Рерих описал идею произведения: ангел сообщает Магомету правду и сообщает ему, что ему уготована роль посланника Бога.

Сначала Рерих сделал набросок карандашом, в котором главным элементом были клубы дыма, из которых выступает невесомая, неустойчивая фигура Джабриля. Именно это и стало основным зерном готового полотна – ангел, указывающий на избранный характер героя. Рерих изображает Мухаммеда спиной к зрителю и это не художественный прием, а дань исламской религии, которая запрещает изображать лик пророка.

Пейзаж привлекает внимание своей выразительностью: кажется, что здесь обилие скал, горных уступов, но здесь отчетливо чувствуется звенящая тишина. Словно все замерло, осознав судьбу происходящего.

Колорит картины характеризуется теплыми, нежно-розовыми тонами, преобладает солнечно-желтый. Автор работает с крупными плотными пятнами цвета. Известно, что с определенного момента Рерих отказался от масляной краски, отдав предпочтение темпере, поскольку последняя обладает большей яркостью и не темнеет со временем.

Техника Рериха прозрачна и понятна — четкие линии без рефлекторных переходов, размашистый, наполненный мазок без рывков. Произведение раскрывается перед зрителем со всей ясностью замысла, стирая временные, религиозные и культурные границы.

Именно на Востоке Рерих нашел подтверждение своей главной мысли о неразрывной связи всего человечества. Он отверг расхожее мнение об обособленности, одиночестве и даже удаленности Востока и Азии. Рассказать о мире, который так пленил его, объяснить, что все взаимосвязано, Рерих пытался единственным доступным ему способом — через искусство. И ему многое удалось. С интересом и умилением смотрим ли мы, представители христианской веры, на Мухаммеда, получающего священную весть от Бога: «Мухаммед — ты посланник Божий!»…

Другие картины Николая Рериха

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

Прокопий Справедливый

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

Конфуций праведник

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

Пантелеимон Целитель

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

Голубые виски

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

Победоносный Будда

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

Мост Славы

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

Ангел последний

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

Тьма горит

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

Небесная битва

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

Иностранные гости

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

Капли жизни

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

Преподобный Сергий Радонежский

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

Повелитель ночи

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

Мать мира

«Мухаммед на горе Хира», Николай Рерих — описание картины

И мы работаем

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий