«Апокалипсис» — всемирно известный цикл гравюр на дереве Альбрехта Дюрера на религиозную тематику. Серия, завершенная немецким художником за трехлетний период с 1496 года, состоит из 15 работ, изображающих библейское откровение Страшного суда. Гравюры издавались дважды. А самый известный — это четыре всадника Апокалипсиса».
Работа гравера иллюстрирует слова, записанные в шестой главе Откровения Иоанна, о четырех цветных лошадях и их всадниках. Эти всадники выгравированы справа налево. Первый — с короной
голову, опустил поводья белого коня, натянул тетиву до упора и жалобно смотрит вперед — Победитель. Другой — размахивая большим мечом, ослепленный яростью, он мчится быстро со своим конем — Война. Третий — без головного убора, богато одет, с ракушкой в правой руке, равнодушно смотрит вдаль — Голод. Четвертый — изможденный старик с трезубцем, его костлявая нога почти касается поверхности земли, его лошадь столь же исхудала, с перекрученными веревками вместо поводьев, без подков на копытах — это сама Смерть.
За всадниками, согласно Библии, следует ад, которого Дюрер изобразил в виде страшного зверя с открытой зубастой пастью. Вся очередь мчится, не замечая кучки народу под копытами: вот и правитель в царской короне, и горожанин с мужиком, хоть монах. Одинокий крылатый ангел парит над стремительным угрожающим движением фигур. Никто не избежит наказания за совершенные при жизни злые дела — вот что хочет показать нам мастер на этой гравюре.
Персонажи показаны близко к зрителю, благодаря чему создается иллюзия слияния пространства между реальным и нарисованным. «Четыре всадника» вот-вот выскочат из кадра и завладеют всеми, возмездие неизбежно. Художник поделился с нами своими апокалиптическими предчувствиями.
Гравюра 1498 года принесла Альбрехту Дюреру заслуженную мировую известность.