1831-832; бумага, акварель; 21,1х17; Музей А.С. Пушкина.
Портрет Натальи Николаевны Пушкиной (урожденной Гончаровой) работы Александра Павловича Брюллова, пожалуй, один из самых известных образов этой пленительной светской красавицы. Долгое время эта картина хранилась в семье автора, и только в ХХ веке в память о ней была передана в музей, где ее можно увидеть и сегодня.
Композиция этой воздушной акварели проста: Наталья Николаевна изображена в белом бальном платье чуть ниже талии. Нет подробностей
фон не отвлекает от созерцания ее фигуры, фоном модели являются только воздушные завитки или облака, и только подчеркивает ее потустороннее очарование.
Преобладают белые, светло-серые и бледно-кремовые тона, они лишь немного разбавлены отдельными яркими деталями, такими как длинные серьги с голубыми камнями в ушах красавицы. Темные волосы и проницательные карие глаза Пушкиной тем заметнее. Ее локоны уложены в высокую прическу, что позволяет свободно любоваться красивым очертанием лица, стройной шеей и белыми полными плечами.
На портрете изображена замужняя женщина, но она кажется юной, игривой, как девушка. В лукавом взгляде чувствуется насмешка, проказа. Как писал об этой картине сам Александр Сергеевич Пушкин в письме к жене: «Целую твой портрет, который как-то кажется виноватым». На самом деле и поза, и наклон головы, и выражение лица модели, прекрасно переданное Брюлловым, не говорят зрителю о достоинстве власти. Эта юная кокетка сейчас, кажется, готова улететь в вальсе с подходящим кавалером.