Сменив импрессионизм на соцреализм, Александр Михайлович Герасимов, 50-летие со дня смерти которого отмечалось в 2013 году, был, конечно, и искусствоведом, и лауреатом, и первым президентом (АХ), даже » Любимый художник Сталина», — но оставался всегда и просто великим мастером. Великий художник. И в этом убеждает привлекательный образ «После дождя». Хотя на первый взгляд ничего необычного не изображает — летняя веранда простой, отнюдь не «государственной» дачи.
Художник
с использованием в основном темных оттенков зеленого и коричневого — дождь прошел, но зелень за окном стала мокрой, промокшей и потемневшей, насквозь пропитанной влагой от косых струй дождя, пол, перила и даже стол на летней веранде оставили открытыми двери и окна. А за окном потемневшая от дождя стена, густая, почти «черная», кусты угнетают.
Но не зря Герасимов начинал с импрессионизма — букет в стеклянной банке играет в его картине большую роль, если бы не яркие, живые пятна цветов, блеск стекла, картины в целом оставило бы грустное чувство, впечатление: «Ну, лето кончилось, теперь уж дождь льет! Несмотря на выглядывающее яркое солнце, картина была бы грустной. А вот цветы — и это мастерство художника! – изменить это чувство почти на противоположное: «Дождь лил? Зато какая свежесть в воздухе, какой сильный аромат от цветов! Как все сверкает на солнце!»
И такой эффект достигается минимумом художественных средств — всего-то! — три цвета, блеск кувшина, игра света на гранях стакана, лежащего на столе. Картина доказывает, что А. М. Герасимов, спустя долгое время после «официального» разрыва с импрессионизмом, использовал технику и некоторые художественные приемы в этом направлении живописи. Как было бы хорошо, если бы он продолжал писать в этом стиле, картина «После дождя» живее всех «лидеров» с полотен автора.