Портрет Марии Ивановны Лопухиной, Боровиковский, 1797 — описание

Портрет Марии Ивановны Лопухиной, Боровиковский, 1797 г. - описание

Автор: Боровиковский Владимир Лукич
Музей: Третьяковская галерея
год: 1797

Описание картины:

Портрет Марии Ивановны Лопухиной — Владимир Лукич Боровиковский. Холст, масло. 53,5 х 72

   Расцвет творчества Владимира Лукича Боровиковского, известного русского живописца, пришелся на царствование Екатерины II и Павла I. Торжественные, парадные портреты высоко ценятся при императорском дворе, и в этом художник преуспел — он признанный мастер.

   В серии женских картин Боровиковская раскрывается как яркая представительница сентиментальной живописи. Его камерные портреты воплощают идеал женщины своего времени.

   «Портрет М.И. Лопухиной» — заказ ее мужа, егермейстера и фактического камергера при дворе С.А. Лопухина.

   Эта картина — признанный шедевр Боровиковского — является абсолютным воплощением эстетических идей сентиментализма. Образ Марии Лопухиной пленяет нежной меланхолией, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией, которая чувствуется во всех художественно-изобразительных элементах образа: в позе героини, повороте очаровательной головы, выражении лица. Все линии гармоничны и мелодичны, детали привлекают внимание. На полотне также изображены цветы – сорванные и уже слегка повисшие на стебле розы. Что это, зарисовка с натуры, или здесь есть смысл? Символическое значение цветов было хорошо известно: красота их цветов завораживает, но очень скоро увядает. Такова красота женщины.

   Однако художника особенно привлекают нюансы состояния модели, ее неуловимая красота, глубокая грусть души, которую он передает благодаря почти незаметным элементам символизма и тонкому цветовому решению портрета.

   По мнению ценителей искусства, «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» является одним из шедевров автора. Именно его можно считать началом нового этапа в портретной живописи — когда художник указывает не социальный статус и значимость героя картины, а его личные качества — настроение, сокровенные переживания. Это выражается в образе не атрибутами в интерьере, а окружающей природой.

   На полотне Боровиковского — Мария Лопухина, юная девушка 18 лет, она из дворянского рода, дочь отставного генерала Ивана Андреевича Толстого, жена Степана Авраамовича Лопухина. Мария только что вышла замуж, и этот портрет был подарком ей от мужа. Портрет завораживает и пленяет с первого взгляда.

   Девушка изображена на фоне природы, размытой и, так сказать, в дымке, сквозь которую просматриваются русские мотивы — березы, цветы, облака. Мария в белом простом платье с голубым поясом, обволакивающим фигуру по-гречески, неформальной шалью.

   Милое, очаровательное лицо молодо, свежо и нежно, у нее мечтательный взгляд, направленный именно на вас, и немного загадочная улыбка. По замыслу автора, вся картина должна создавать ощущение гармонии и единства природы и человека.

   Красота девушки изящно и естественно сочетается с красотой пейзажа. Как скошенная береза ​​гармонирует с естественным и плавным изгибом девичьей фигуры, как васильки откликаются на цвет пояса, как золотые колосья передают изгиб руки, цвет и фактуру браслета.

   Боровиковскому удалось не только передать поразительное сходство с оригиналом, но и наполнить полотно поэзией, выраженной в воздушности письма и тонком подборе красок. Используя в качестве основы приглушенные серебристые, светло-голубые, бледно-зеленые цвета, автор достигает в образе особой лиричности и чувственности.

   По мнению современников художника и искусствоведов нашего времени, портрет Лопухиной — это идеал женщины русского типа, которой Боровиковский, по канонам сентиментализма, придал черты нежной чувствительности и изображения природы как неотъемлемая часть женской души, ее сущность.

   Благодаря портрету Боровиковского до наших дней дошла загадочная красота Марии Лопухиной. И судьба девушки оказалась для нее тяжелой, Мария умерла в 23 года от чахотки.

   Интересно, что после ее смерти по городу пронеслись слухи, что именно этот портрет убил только что поправившуюся и жизнерадостную девушку. В кулуарах шептались, что якобы любая девушка, взглянувшая на этот портрет, умрет, потому что в нем воплотился дух покойной. Скорее всего, эти слухи связаны с отцом Марии, он был членом масонской ложи, увлекался мистикой и имел огромное влияние на умы окружающих.

   В какой-то мере Боровиковский «виноват» в этих слухах — в этом сила его художественного таланта, его воздействие на людей, насколько высока эстетическая составляющая портрета, какова жизненность и достоверность изображенной на нем героини.

   Только спустя почти 100 лет эти слухи перестали волновать людей. После известный российский предприниматель и коллекционер Павел Михайлович Третьяков купил картину для коллекции своей галереи.

Другие картины Боровиковского

Портрет Марии Ивановны Лопухиной, Боровиковский, 1797 г. - описание

Екатерина II на гастролях

Портрет Марии Ивановны Лопухиной, Боровиковский, 1797 г. - описание

Портрет князя Куракина

Портрет Марии Ивановны Лопухиной, Боровиковский, 1797 г. - описание

Портрет Арсеньевой

Портрет Марии Ивановны Лопухиной, Боровиковский, 1797 г. - описание

Портрет Боровского

Портрет Марии Ивановны Лопухиной, Боровиковский, 1797 г. - описание

Портрет Павла I

Портрет Марии Ивановны Лопухиной, Боровиковский, 1797 г. - описание

Портрет Муртазы Кули-хана

Портрет Марии Ивановны Лопухиной, Боровиковский, 1797 г. - описание

Портрет Нарышкиной

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий