1912; холст, масло; 89×98; Государственная Третьяковская Галерея.
Натюрморт Александра Васильевича Куприна отличается тщательно продуманной композицией. Все объекты подобраны и расположены таким образом, чтобы создать гармоничное сочетание формы и цвета. Не случайный хаос, а идеально упорядоченный, тщательно выверенный порядок красоты повседневных вещей.
В осеннем «Натюрморте с тыквой» это чувствуется превосходно. Главная героиня картины, красная сочная тыква, спряталась ближе к заднему плану и скромно спряталась
за складкой драпировки. За ним видна нижняя часть зеленого продолговатого плода. Вытянутая изящная форма обеих тыкв отражает перцы на переднем плане, а цвета похожи: насыщенно-зеленый и красный, но темнее кожуры тыквы, почти коричневый.
Примечательно, что игра цветов происходит поперек. Так же, как перекликаются вертикально противоположные перцы и тыквы, фрукты в круглой белой вазе играют оттенками бордово-розового, элементы фона, яркое пятно цвета на белой скатерти впереди. Выбор белого в качестве ведущего цвета дизайна не случаен, настолько ярко и естественно на нем играют все осенние оттенки. Натюрморт имеет глубину пространства, все предметы объемны, материальны, плотны.