Полотно написано в 1920 году. Дом для художника – это не просто архитектурное сооружение, которое необходимо завершить и при этом сохранить пропорции четкости линий – это сама жизнь, бьющая из каждой двери и окна. Так и в картине Кустодиева «Голубой дом» все точно так же.
Дом, окрашенный в чистые небесные цвета, и людей, которых он объединяет, сводят в одно место, чтобы они могли почувствовать свою целостность не только с этим домом, но и друг с другом.
Дом — это место, где лежит начало судьбы человека,
кто, принеся тысячи испытаний, вернет его сюда, чтобы увидеть последнее на его пути. Поняв это, художник изображает не просто дом, а всю человеческую жизнь. Поэтому исследователи образа считают, что понимание его возможно только тогда, когда его начинают рассматривать по частям, согласно намеченному расположению персонажей.
Затем на переднем плане изображены обычные люди разных профессий, играющие в шахматы, как будто они играют в игру своей жизни, которая закончится в похоронной лавке, которая и так находится в подвале дома. Гробовщик — это конец пути, но начало видно в самом низу картины, где практически незаметно размещены маленькие дети, занятые игрой с собакой.
Кроме того, художник изображает влюбленную пару, показывая, что жизнь продолжается, и в результате из-за угла дома появляется женщина с младенцем, несомненно символически похожая на Богоматерь с Иисусом на руках.
На самом верху, на балконе, хозяева дома пьют чай, собравшись вокруг самовара. Все идеально и красиво, стол богато накрыт, горшки с цветами благоухают, но эти люди тоже придут в лавку гробовщика.
На крыше подросток отпугивает голубей, он выше всех, так как ему не знакомы ни сны влюбленной парочки, ни тревога матери, ни даже проблемы людей, собравшихся за чаем и чаепитием игре он совершенно беззаботен, а потому идеален. Этот мальчик – молодость и сила русского народа, не падающего духом перед невзгодами.
Картина наполнена светом и счастьем, здесь все гармонично и радостно, а что еще нужно для человеческой души.