Человеческий портрет, состоящий из цветов — так можно охарактеризовать работу Джузеппе Арчимбольдо под названием «Флора». Из бутонов и лепестков формируются черты лица и воротник, а сама одежда – из падающих листьев.
На голове яркий венок, в центре которого красная лилия. Из воротника, в нижней части, как фонарик выглядывает желтая лилия. При этом оказалось, что портрет живой. Глаза имеют свое выражение. Кажется, что флора с портрета смотрит на нас. Только настоящий мастер может достичь этого
рисование.
Свежесть и оригинальность идей Арчимбольдо понравились королю Рудольфу, которому предназначалась в подарок эта картина, ставшая одной из поздних работ художника. В прошлом он экспериментировал с похожей темой, создавая портреты из даров природы и различных предметов. Так появился его знаменитый цикл «Времена года». Правда, в основном там эксплуатируется тема мужского портрета. Вообще в жанре портретного натюрморта мужчины Арчимбольдо встречаются гораздо чаще.
Здесь мы видим улыбающуюся женщину. Не потому ли лепестки цветов такие нежные и так плотно прилегают друг к другу? Ведь автору снимка нужно было показать именно женское тело. Поэтому в нем не должно быть резких грубых переходов. Он должен быть лишен какой-либо формы жестокости. Это должна быть настоящая богиня цветов. Но, увы, она выглядит старше: ведь контуры цветов напоминают морщины, но лицо старухи тоже может быть прекрасным, если оно озаряется улыбкой и лучистым взглядом.
Флора не старуха, а скорее дама средних лет, поумневшая с опытом. Вы можете увидеть это в ее глазах. В нем нет характерного для юных созданий задора, ее состояние уравновешено, на лице написана доброта, но чувствуется легкая ирония, словно искорка в глазах.