Среди картин Гойи величайшей тайной окутаны диптих «Маха одетая» и «Маха обнаженная». Легенда гласит, что на картинах изображена одна и та же женщина, любовница художника, герцогиня Альба.
Однако против этой версии возражают все ее потомки. Они даже предложили открыть семейный склеп, чтобы измерить пропорции покойной герцогини и доказать, что они не соответствуют пропорциям модели. Однако склеп уже был вскрыт наполеоновскими солдатами, которые не очень уважительно отнеслись к останкам, и многие
кости переломаны, так что предание в народе живет до сих пор и ничем не опровергнуто.
«Голая маха» во многом повторяет «Одетую маху». Тот же диван, те же мягкие подушки, та же поза — руки закинуты за голову, расслабленно вытянуты ноги — только стиль письма другой. «Майя в одежде» написана более строго, краски картины четче и резче. Модель выглядит жизнерадостно, ее талию пересекает розовый пояс, белые брюки идеально сочетаются с золотыми туфлями. «Наде Маха» пишется мягче.
Краски становятся более приглушенными, переходы более плавными, нет навязчивой яркости одежды – тело на белых простынях кажется светлым, с легким блеском до бронзы. Женщина спокойно демонстрирует и так же весело смотрит в камеру, только теперь в ее глазах можно увидеть что-то хитрое. Она выглядит нежной, манящей и вся атмосфера картины наполнена чувственностью и любовью. Напечатать таким образом незнакомую модель невозможно — кисть как бы повторяет движение руки, движется по плавным изгибам тела, скользит легко и свободно.
В одном из тех, кто хранил картины до того, как они были помещены в музей, «Маха одетая» закрывала «Маху обнаженную» так, что при нажатии на специальный рычаг они менялись местами.
Можно себе представить, как такая внезапная смена атмосферы подействовала на зрителя.