Картина Иеронима Босха, написанная в конце XV века, открывает зрителю мизансцену встречи Иисуса Христа и Понтия Пилата перед лицом разъяренной толпы. Иисус изображен изможденным и изуродованным плетями, а также с надетым на голову терновым венцом.
Толпа, требующая казни «лжепророка», по представлению Босха, должна была олицетворять большое, многоголовое, злое и уродливое чудовище с глупыми лицами и бессмысленным взглядом, которое, кроме того, выглядит как
свободный карнавал бомонда. Именно для этого художник одел стоящих людей в причудливые и нетипичные для того времени яркие одеяния, среди которых ленты, тюрбаны и богато украшенные плащи.
Эти люди — проявление зла и оружие перед лицом перемен, которые двигают мир вперед и толкают его на путь истины.
Вдали, на заднем плане, видны черты фламандского города тех лет, наполненного башнями, домами горожан и хозяйственными постройками. Центральным элементом этого ракурса является ратуша, выполненная в стиле Северного Возрождения
Главный посыл, который несет в себе образ города, — это символическое соседство несправедливости и кровопролития с одной стороны и тихой идиллии игры с другой. Город спит, просыпается и цветет, а практически у его ворот убивают не кого-нибудь, а самого Сына Божия.
Интересно, что на одном из балконов жилого дома в описанном выше городе вывешен красный флаг с полумесяцем – символом неверных, предавших Иисуса Христа и, в свою очередь, отождествляющихся с исламским миром – затем владелец и захватчик самых важных христианских святынь. Фигура совы над головой Понтия Пилата, а также жаба на щите одного из стражников — явные предвестники грядущей печали и олицетворение безысходности этого мира.
Еще один интересный момент связан с нижним левым углом изображения: если внимательно присмотреться, то можно увидеть несколько неясных и едва различимых, как будто специально стертых силуэтов каких-то людей.
Об этой партитуре ничего достоверно не известно, но есть указания на то, что эти силуэты принадлежали дарителям (заказчикам какого-либо произведения искусства или архитектуры в католической традиции), которые позже по каким-то причинам были стерты с холста. Среди фигур можно разглядеть отца на коленях, нескольких детей и, по-видимому, доминиканского монаха, взывающего к Господу о спасении своей души и душ других невинных.