Игорь Эммануилович Грабарь – многогранная творческая личность. Он полюбился многим за неповторимый и очень красивый пейзаж русской природы. Почти всю свою жизнь он был активным участником и руководителем художественной жизни страны. Отличавшийся трудолюбием и без следа вложений в текущие проекты, Грабарь успел реализовать себя в самых разных сферах. Как крупный художник, он был известным реставратором, искусствоведом и критиком, принимал активное участие в музейной деятельности. Несмотря на успешное завершение
окончив юридический факультет в Петербурге, Грабарь избрал путь художника делом своей жизни. В период своего становления и всю оставшуюся жизнь он будет опираться на творчество Ильи Репина и Андрея Рублева.
Ведущим направлением в картинах мастера были пейзажи, особенно любил изображать зимний период. По его словам, именно снежный пейзаж таил в себе неуловимое приключение и безмерное великолепие. Художника привлекали и очаровывали «серебряные» плащи, такие мимолетные и неповторимые на вид. Грабарь отмечает особенно многогранную и изменчивую картину, которую можно наблюдать при наблюдении за морозом в солнечный день. Одна из его знаменитых картин «Сказка об инее и восходящем солнце» была написана во время его пребывания в стране. Как признается живописец в своих заметках, он был буквально захвачен видом из окна удивительной красоты.
Раннее морозное утро, маленькое солнышко, мягко пробивающееся сквозь обмороженные ветки «сказочных деревьев» — берез. Небо и снег, укрывший поле густым покрывалом, переливаются разноцветными оттенками от кристально-голубого до оранжево-розового. Важно также отметить, что картина «Сказка об инее и восходящем солнце» была задумана как часть давней идеи художника создать вариацию из двенадцати полотен на тему «День изморози». К моменту написания этой картины у Грабаря была солидная коллекция эскизов. Проблемой была аккуратность художника – следуя урокам французских импрессионистов, он больше всего ценил «реалистичность и правдивость» картин. Всем сердцем влюбленный в русскую природу, он писал исключительно с натуры, на пленэре.
Невероятная вещь, но после завершения работы Игорь Эммануилович позже отмечал в заметках вычурность названия картины, которой он хотел передать первое ощущение мгновения волшебства морозным утром. Среди прочего, я не согласился с положительными оценками относительно этой работы. Художник считал, что набросок 1906 года был гораздо тоньше и лучше впитывал эмоции, чем последовавшая за ним полноценная картина.
Своей главной ошибкой Грабарь называл стремление к дроблению и дроблению изображения, желая воссоздать эффект сияющего перелива разноцветных бриллиантов инея в первых лучах солнца. Но в результате были потеряны передача светосинтеза и первоначальное впечатление.