Живописец Илья Репин был известен как большой любитель музыки. Он тонко чувствовал гармонию звуков, восхищался музыкантами, сблизился с ними.
Антон Рубинштейн был среди товарищей русского артиста из музыкальных кругов. И Репин не мог выразить свое признание таланта этого пианиста и дирижера иначе, как написать его портрет.
И.Е. Репин сделал целых три полотна с портретом Рубинштейна. Первые две были написаны при жизни великого композитора, а последняя является наиболее значимой
по мнению автора и поклонников его творчества — после смерти музыканта.
Глядя на шедевральное полотно «Портрет Рубинштейна» в Самарском художественном музее, мы понимаем, сколько труда было проделано автором. На самом деле неустанная работа над полотном шла уже шесть лет, начиная с 1909 года.
Возможно, более ранние портреты показались Репину недостаточно мастерскими. Или художника охватила ностальгия по концертам ушедшего из жизни хорошего друга. В любом случае результат творческого старания заслуживает самой высокой оценки.
Портрет знаменитого дирижера выполнен в ярких, пафосных красках и контрастах. Он изображен стоящим на кондукторском балконе, пол которого торжественно-красный, а столбы ограды светятся золотым оттенком.
Полностью заполненный людьми зал выступает размытым фоном для центральной фигуры композитора. Мужчина зрелых лет восторженно и быстро махнул своим дирижером. Его взгляд серьезный и жесткий, поглощенный звенящей музыкой.
Самого оркестра не видно, а музыку с изображения не слышно. Но виртуозному портретисту Репину удалось заставить изображение «играть» художественными средствами. Чувствуется вихрь торжественного концерта, его возвышенная атмосфера. Благодаря легким, воздушным линиям импрессионистов картина поет и переливается, звучит как вечная музыка.