Есть несколько художников-пейзажистов, которые удивляют своим мастерством. Среди них несколько обособлен Левитан. У этого мастера из-под кисти выходили просто чудесные пейзажи средней полосы России. На его полотнах появляется какая-то особенная красота в обыденности. Здесь она оказывается простой ложбинкой между лесом и полем, и неважно, соблюдает ли эту границу ручей или просто большая лужа! Важно то, что все это нам известно, и даже возможно где-то до сих пор заметить почти подобную область.
Но посмотрите, как
художник заметил начало заката. Невысокие деревья вдруг отбрасывали большие тени — первые признаки сумерек. На переднем плане уже совсем сумрачно, но солнце еще светит из лесных «коридоров». Конечно, это ненадолго. Вскоре все становится темно и немного неуютно. Но пока — свет и тень. Небо в облаках, сочная зелень на деревьях — от лучей заката стало еще темнее. Вот русская тишина и благодать!
Левитан никогда не соревновался со своими коллегами. Скорее, он сотрудничал с ними и иногда сам чему-то учился или учил и советовал. Но коллегам было нелегко. Достаточно вспомнить великого живописца Шишкина. Это еще одна яркая личность, создававшая полотна с фотографической точностью, а русская природа оживала в его картинах. Но Левитан был более дружен с Репиным, они даже иногда позировали друг другу и в итоге: у Репина автопортрет Левитана, а у последнего автопортрет Репина.
Вместе они ездили в экспедиции по работе на природе. Эта дружба дала им многое: новые идеи, новые знания, новые ощущения. И конечно же новые полотна с великолепными пейзажами, которыми теперь гордится Россия. Кстати, коллекционер и меценат Третьяков с удовольствием покупал их картины и выставлял работы этих авторов в своей галерее. Они все еще там.
«Вечерние тени» Левитана — прекрасное и красочное подтверждение того, что в обыденном есть красота.