В Третьяковской галерее находятся две картины Левитана «Золотая осень» — 95 и 96 годов. Художник жил в те годы близ старинного села Островно (упомянутого еще в летописях об окончании ордынского ига) под Вышним Волочком, в Тверской области (два еще более древних города).
И почему-то более ранняя работа, 1895 г., «Осень», считается лучшей из двух картин. Но об этом пейзаже уже сказано столько, что описание можно найти на любом сайте. «Золотая осень», написанная годом позже, не так известна, нет о ней «отзывов» в сети
найдете, и все же не хуже, если мыслить объективно! Мы постараемся исправить эту ситуацию. Так, И. Левитан, «Золотая осень», 1896 г.
Этот пейзаж такой же светлый, как и более ранняя «Золотая осень», и нехарактерно «мажорный» для Левитана, в картинах которого обычно пробиваются краски грусти — краски приглушенных, смешанных тонов. Общая тема осенних пейзажей художника («осенних» картин у него около сотни!) — «грустное увядание природы». Но в этой картине совсем нет грусти! — Прекрасная русская лесная река глубокого синего цвета, как это бывает осенью под ярким солнцем, кроны деревьев желаний сияют отраженным золотом света.
Самого солнца не видно, но его лучи радостно играют бликами по всему полотну, и в реке, и в перистых облаках на спокойном голубом небе. С этой игрой праздничных красок слегка контрастирует «буро-охристый» цвет крутого берега на переднем плане, потемневшая, видимо, мокрая от предыдущих дождей соломенная крыша амбара. А вот светло-золотистые кроны деревьев, за которыми скрывается река, дополняют общую гамму, укрепляют нас в легком, радостном настроении.
Природа на полотне ничуть не «увядает», она радуется осени, ее наряды из золотой парчи. И три самых главных, доминирующих цвета на этой картине — золотой, синий, синий с добавлением немного зеленого — это все цвета радости, цвета полноты жизни.