В Государственном музее Санкт-Петербурга хранится одна очень загадочная и величественная картина. Ее автор русский портретист Иван Никитин. Овал, вписанный в прямоугольник, представляет нашему взору фигуру зрелого мужчины.
Военная форма говорит об активности этого человека. В XVII и XVIII веках так одевались командиры казачьих полевых отрядов. Историки и искусствоведы много спорили о том, кто изображен на картине. Ведь сам Никитин творил под патронажем Петра Великого и писал в основном значимые фигуры,
известен. Но исследование не раскрыло тайну изображенного человека.
«Портрет напольного гетмана» — надпись на обороте холста. Она может свидетельствовать о том, что изображенное лицо является собирательным образом военачальников петровской эпохи. И пусть это лицо не было известно всему миру, картина со временем стала известна за пределами места своего создания.
А все дело в том, что Иван Никитин был первым живописцем Российской империи, который отказался от традиционного стиля иконописи и работал так, как это было тогда популярно в Европе.
На большинстве портретов 18 века изображены люди высокого положения, наделенные властью и богатством. Художники больше внимания уделяли внешним атрибутам социального положения: украшениям, одежде.
Психологическая характеристика образа была безликой, лица напоминали безжизненные маски, лишенные души. И только Никитин осмелился заглянуть в души своих моделей, отодвинув все внешнее на второй план.
Пол гетмана изображен как невозможно реалистично: кафтан слегка не растянут, прическа не тронута гребнем. Его взгляд свидетельствует о суровой жизни, полной не всегда радостных событий.
Человек, знающий войну, изображен приглушенным тоном. Темно-коричневый цвет, слегка разбавленный золотым, синим и коралловым, создает драматический эффект. Морщинистые морщины на лице, седые волосы, усталые глаза, но внимательные глаза рассказывают историю жизни боевого командира в эпоху Петра I.