Фридрих — немецкий художник, один из главных представителей романтизма. Как и все другие живописцы, предпочитавшие этот жанр, он ставил на первое место личность, как то, что может изменить мир если не своими делами, то восприятием. Как нечто ценное и бесценное само по себе, как нечто, придающее смысл всему.
Он, как и другие представители романтизма, также воспевал природу, считая ее чистой сущностью, исцеляющей и успокаивающей, во многом совершенной. Для большинства его пейзажей характерно присутствие человека,
но не в главной роли, а как часть постоянно меняющегося мира, полностью от него зависящего. «Природа может изменить человека», — как бы говорят его работы. «Но только присутствие человека придает природе смысл».
«Утро» — одно из его классических произведений, где природа предстает перед зрителем в кокетливой пелене легкого тумана, в сонной неге раннего утра, окрашенной нежным утренним румянцем. Она похожа на только что проснувшуюся юную девушку, милую и здоровую, и даже черные, хмурые сосны кажутся голубоватыми, мягкими, по-своему задумчиво-нежными. И, конечно же, в пейзаже есть человек, хотя на первый взгляд это может быть неочевидно.
На берегу озера стоит домик рыбака — шатровая крыша, низкая труба — он так окутан туманом, что его почти невозможно различить. В маленькой лодочке мужчина гребет к берегу — его фигура источает напряжение, он не смотрит на красоту, царящую вокруг, полностью поглощенный своим делом. Но даже если он удаляется от природы, не замечая ее присутствия, он остается ее частью, гармонично вписанной в пейзаж.
Вода озера вокруг него окутана туманом, не отражая даже неба, окрашенного в розовый и золотой цвета. Царит трепетный предрассветный час и, почти осязаемо, из картины выливается тишина.