1920-е, Московский музей современного искусства
Картина явилась результатом творческого прорыва в художественном сознании живописца. Изображенный на полотне Жнец — воплощенный в новом видении мужской портрет из большой коллекции «рабочих» портретов Малевича. В каталогах работ художника работа сопровождается пометкой — «мотив 1909 года». Вероятно, тогда живописец изобразил персонажа в другом стиле и облике. С годами футурист трансформировался в идеолога нового художественного направления
— суперматизм. Результатом эволюции стали новые формы живописи, о чем свидетельствует картина «Жнец».
Перед публикой предстает необычная человеческая фигура в полный рост. Мужчина держит в руке серп, он идет прямо к зрителю — хорошо видна открытая в такте стопа стопы.
Персонаж выглядит как конструкция из геометрических фигур — явная дань новому искусству. Малевич создал знаковое полотно в новом, необычном стиле, но сюжет и прорисовка деталей позволяют воспринимать картину как портрет — хотя и странно, но оригинально выполненный.
Общий тон картины передает обычный сельский пейзаж – по полю уверенно идет жнец, чуть дальше в глубь – женская фигура, вероятно, жнец. Каждый предмет, в том числе и природа, изображен четкими геометрическими линиями — ни одна линия полотна не отклоняется от узора нового стиля.
Ноги Жнеца образуют конические конструкции: верхние конусы совмещены с вершинами нижних частей — штаны изображены заправленными в сапоги.
Желтоватая рубашка (прямоугольники, округлые треугольники, трапеции) придает металлический блеск. Лицо овальное, раздвоенное, сероватый цвет выделяет «бороду». Черты лица не прорисованы — обведены, руки выглядят так же.
Вдалеке — женская фигура в том же варианте, но уже в цвете. Лицо просто обозначено светлым пятном, в руке угадывается серп. Поле геометрически четко разделено на светло- и темно-зеленые линии, вдали темная полоса переходит в сине-голубое небо.
Удивляет высокое мастерство художника – картина, буквально «построенная» на плоском холсте, воспринимается как просторная, полная воздуха и пространства картина деревенской жизни.