У этой картинки есть дополнение к названию — «принцип мерцания». Что это такое? Видимо, в том, что в разных положениях, словом на стробоскопической фотографии, изображена нога, нажимающая на педаль болгарки. Таким же образом показано движение рук шлифовщика.
Один из них подносит нож к станку, другой прижимает лезвие к шлифовальному кругу. И если по контурам плеча еще можно угадать, то понять, где у работающего человека голова, какое у него лицо, просто невозможно. Угадываются только густые рыжие усы.
Видимо, Казимир Малевич хотел показать поворот головы мастера.
Критики относят эту картину к стилю, сочетающему футуризм и кубизм, называя ее футурокубизмом. Принцип, заимствованный из кубизма, — многократное повторение, если не сказать нагромождение, однородных предметов. Справа мы видим что-то похожее на ступеньки. Слева — какие-то перила и узкие места, при ближайшем рассмотрении они вдруг переходят в обычные перила с балясинами. За фигурой точильщика виден желтый стол. Белый цветочный горшок стоит возле перил.
Единственное, что изображено без повторов и зубчатых линий, это колесо и точильный круг. Они просто с помощью некоторых приемов придавали художнику движение.
Конечно, о таком искусстве можно долго спорить, но нельзя не согласиться с тем, что эта картина несет в себе определенное настроение, и это очень положительно. Эта картина вдохновляет, она прекрасна. В ней есть самое главное, что отличает шедевр, — эмоция и движение.
В истинном творении должно быть действие, сжатое в момент. И Малевичу удалось это воплотить в своей картине «Шлифовщик (Принцип мерцания)». Не так ли мелькают искры раскаленного металла, когда в руках мастера тупой нож? Не так ли сверкает прялка?