Михаил Клодт написал картину «На пашне» в 1872 году, которая стала ключевой работой в творчестве пейзажиста.
На картине изображены распаханные бескрайние поля. Равнина, которая лишь вдалеке переходит в лес и небольшие холмы, прекрасна, а реалистичность в картине находится на границе фотографии.
Самый крупный элемент картины – крестьянка, пашущая землю на лошади, запряженной в плуг. Она остановила свою работу и смотрит в сторону дороги. Ее внимание привлекла приближавшаяся карета,
верхом на двух лошадях. С другой стороны картины, чуть дальше по отношению к девушке телеги, пашут землю еще одна крестьянка и крестьянин на лошадях. И повозка, и пашущие крестьяне настолько хорошо интегрированы в композицию картины, что нам трудно представить ее без них.
Выразительность изображению придает высокое небо, занимающее более половины пейзажа. Огромные легкие облака, разница оттенков неба между разными половинами картины, а также еле заметные птицы, летящие на фоне, добавляют еще большего величия этой работе.
Стоит отметить, насколько чувствителен Клодт к деталям изображения. На ней мы увидим множество ворон, сидящих на пашне, и детально прорисованные элементы, даже самых маленьких размеров, и господина, сидящего в колеснице.
Картину «На поле» называют жемчужиной, одним из лучших образцов русского пейзажа и лучшей картиной Саврасова. Третьяков увидел ее на одной из передвижных выставок и благосклонно отозвался о ней в письме к Крамскому. И вот уже более ста лет она хранится в Третьяковской галерее, и копии этой картины всегда продавались огромными тиражами в различных формах. Сам Клодт трижды делал репродукции своей картины для российских музеев. Людей в этом произведении привлекала и привлекает не только величие и эпичность пейзажа, но и близость к народу, русской земле. Ведь Михаил Константинович всегда видел в них основу всей русской жизни.