Советский художник Михаил Нестеров в 1917 году пишет двойной портрет «Философы». Он предложил своим друзьям использовать фигурки для картины. Но это были и незаурядные люди, религиозными и философскими взглядами которых восхищался художник. Слева от полотна П. Флоренский, справа рядом с ним знаменитый С. Булгаков.
Автор явно хотел показать противоречия своих персонажей. В первую очередь это выражается в их одежде. Флоренский в образе священника одет в белоснежную рясу, только скромный головной убор у него черный.
Его друг — Булгаков — одет в строгий черный костюм с галстуком и плащ, и только воротник рубашки становится белым. Еще одно различие между этими людьми заключается в мимике.
Священник полон смирения и смирения, взор его обращен к земле. Такой образ и есть само воплощение кротости. Мужчина рядом с ним смотрит вперед упрямым взглядом. В его чертах чувствуется яростное сопротивление и дерзкий бунт.
Несмотря на почти полную противоположность характеров, герои картины ходят рядом, как добрые товарищи, и размеренно разговаривают.
Дело в том, что этих людей объединяет нечто более важное – мысли о судьбе родины, забота о многострадальном народе. Эти великие мыслители искали истину на протяжении всей своей жизни. Спокойно идя по пути, они погружаются в решение важных философских вопросов.
Фоном для портрета Нестеров создал типичный русский пейзаж. Скорее всего, он запечатлел время цветущей весны. Высокие деревья, пышные кусты и густая трава лишь местами выжжены палящим солнцем.
Картина «Философы» отражает духовное видение того времени. Чувства страха переплетаются с покоем и радостью. Борьба и смятение превращаются в победоносное достижение. Живописец изобразил прекрасный тихий пейзаж и великих мыслителей — Булгакова и Флоренского, живших внутренней жизнью неутомимых искателей истины.