В XVI веке такой художественный жанр, как натюрморт, считался простым, не достойным внимания истинных мастеров искусства. Итальянец Караваджо не согласился с мнением современников. Он написал натюрморт в чистом виде — «Картина с фруктами». Это была его ранняя работа, завершенная в 1596 году. Позднее в другие полотна художник включает натюрморты в сложные композиции и сюжеты.
«Картина с фруктами» — натюрморт без примесей. Ничто не отвлекает взгляд зрителя от созерцания разноцветных гроздей
виноград, инжир, персик, яблоко и пару груш. Однотонный нейтральный фон песочного оттенка и тонкая полоска деревянного стола служат отличной сценой и опорой для театральной фруктовой композиции. Невооруженным глазом заметно, какое внимание уделил живописец прорисовке деталей: прутья винной корзины искусно вплетены в холст.
Отдельного восхищения заслуживает реалистичность картины. Плоды собирают и кладут в корзину вместе с листьями, при этом и листья, и плоды не ретушированы, на них имеются следы слегка увядших и почерневших насечек после поедания насекомыми.
Мастерски изображенная объемность элементов натюрморта, естественная взаимосвязь света и тени еще больше сближает зрителя. Одна из ветвей с виноградными листьями написана за пределами изображения. Кажется, что если вы протянете руку, то возьмете любимый спелый фрукт — так натурально, без лжи, творит Караваджо.
Натюрморт можно считать философским видением жизни и смерти: на холсте часть листьев еще зелена, а часть обезвожена и почти мертва. Природа оказалась поддержкой живописца, позволив ему создать столь ценное произведение искусства.
Драматургия, правдивость, оригинальность — так называют бесспорно шедевральное творение Караваджо.