Если вы читали рассказы Чехова, образ его брата вам обязательно покажется очень интересным. Ванька Жуков, написавший письмо деду, существовал только в нашем воображении.
Теперь он оживает и приобретает вполне живые черты. Сразу понятно, о чем он писал в письме деду. Он не просто жалуется на свою тяжелую жизнь. Вы сможете прочитать настоящие чувства героя и понять его жизнь.
Ваня на картине гармонично дополняет созданный Чеховым литературный образ. Мы видим десятилетнего мальчика. В таком юном возрасте
его отправляют учиться на сапожника. С тех пор он начинает познавать мир со спины. Жизнь становится почти невыносимой.
Мальчик слышит только угрозы, его постоянно бьют. Вполне вероятно, что и сам учитель когда-то жил точно в таких же условиях. Именно эти побои заставили его забыть, что в мире есть место добру и милосердию. Ему не дано понять, что не все могут постоянно терпеть такое отношение. Ваня тоже не может больше сдерживаться и просит дедушку забрать его.
Живописцу удается создать поистине живой образ мальчика. Мы видим большой капюшон, который сильно давит на голову героя. Одежда просто великовата для него. Но в то же время мы видим, что она действительно опрятна. Ванька с раннего детства привык работать постоянно. Он привык приводить себя в порядок и это похвально.
Художник акцентирует внимание на внешности героя. На его лице можно прочитать полнейшую тоску и полнейшую обреченность. Мы чувствуем, что он скучал по родному городу, любимому дедушке и всей прошлой жизни. Он не плачет, потому что уже забыл, как это делать. Ваньке пришлось рано повзрослеть. Он смотрит на мир с ужасом.
Свою особую любовь к герою Чехов передает с помощью особых деталей внешности мальчика, цветов в одежде. Такое отношение мы получаем невольно. Мы проникаемся особой симпатией к Ваньке.