История шедевра советского русского художника Павла Корина величественна и трагична. Грандиозность картины «Русь уходит» в рамках художественного замысла, и трагедия в том, что ей не суждено было воплотиться в полной мере — произведение Корина осталось незаконченным.
В Третьяковской галерее хранится 29 фрагментов масштабной композиции ненаписанной картины. Однако посетители музея видят в эскизах самостоятельные целостные образы и, собирая воедино изображенные сюжеты, понимают, что задумал мастер.
Действие
полотна «Русь уходящая» возвращают зрителя в 1925 год в Донской монастырь в Москве. Священнослужители всех рангов, искренне верующие и фанатики, юродивые и нищие — все прощаются с Патриархом Тихоном в святой панихиде. Павлу Корину довелось своими глазами наблюдать это торжественное драматическое шествие вместе с другими художниками, композиторами и мастерами пера. По правде говоря, со скорбной тоской тронуло душу русского живописца все увиденное.
Блистательный голос православных храмов отдавался в быту только безмолвным звоном; теперь — в момент прощания с самым главным духовным наставником, он звучал изо всех сил, оплакивал, но надеялся на победу Православной Руси.
Философская картина в мельчайших деталях передает облачения епископов, монахинь, клириков всех рангов, их характеры и душевные терзания в паломничестве. С исключительной выразительностью мастер расписал внутреннее убранство церкви — древние фрески с ликами святых.
Корин изначально назвал будущий шедевр траурной молитвой — «Реквием». Картина стала «Россия уходит» по совету Максима Горького, который восхищался идеей художника и защищал ее от безбожной советской власти.
«Реквием» с годами превратился из концепции гибели русской духовности в свидетельство богатства и силы духа Церкви.