Начало ХХ века характеризуется в русском искусстве как расцвет жанра натюрморта. Исключение сюжета, а иногда и всякой связи между предметами, изображенными на одном полотне, вовсе не лишало картину ее значимости. Теперь акцент сместился на цвет и форму. Именно эти две составляющие четко диктуют свои характеристики в произведении Петра Кончаловского «Натюрморт».
Среди множества изображений безжизненной природы «Натюрморт» 1911 года стилистически определяется как картина прогрессивного направления
кубизм. Самый большой объект на изображении — это большая коричневая коробка с желтыми и синими квадратными объектами, расположенными поверх нее.
Рядом белая круглая коробка. Чуть ниже — белая чаша, расписанная голубым узором, и пустая ваза для фруктов. В левой части картины гармонично расположены две бутылки с прозрачным и зеленоватым стеклом. Вся эта композиция размещена на фоне грязно-серого стола и насыщенного тона красной складчатой материи.
Типичное произведение в стиле кубизма оригинально по впечатлениям, возникающим при его созерцании. В глаза бросается не только насыщенность сменяющих друг друга цветов, но и определенный вес, зрительный смысл предметов. Квадратные, круглые и бутылкообразные вещи нарисованы так, что, глядя на них, замечаешь разницу в их фактурах: банки шероховатые, бочки отчетливо керамические, бутылки звенящие и хрупкие.
Кончаловский представляет предметы как данность, без связи с человеком. Фоновая комната тоже не привлекает его внимания. Только звучание цвета и ощущение фактуры составляют суть картины «Натюрморт». Выбрав для показа публике обычные, даже немного непривлекательные на первый взгляд предметы, художник настаивает на их простой, но уверенной живописной красоте.