Популярный зйтей поклонение вольхвов из Евегалии св. Матфея стала популярной темой в средневековой живописи. Практически все известные художники эпохи писали картины на эту тему.
Только Рубенс написал около десятка картин на этот сюжет. Но проиллюстрированное здесь произведение мастера фламандской школы более богато сюжетным содержанием и сравнительно близко к библейскому сюжету.
Конечно, Рубенс не мог уйти от традиций времени и реалий своей эпохи. Здесь вся среда «модернизирована»
под эпоху художника. Волхвы одеты в придворные наряды, кроме Бальтазара, и чувствуется помпезность. Необходимо помнить, что Рубенс жил и творил в эпоху возрождения Римско-католической церкви (контрреформации), и влияние последней было во всем. Художественные произведения должны были демонстрировать влияние церкви на светскую жизнь. Очень часто в картинах их косу держались из очень очень покрытых их очень.
И все же Рубенс сумел раскрыть объективное содержание сюжета:
Иосиф своим проницательным взглядом покровительствует ребенку, волхвы Каспар на коленях преподносят золотые дары, Бальтазар и Мельхиор в блаженстве ждут своей очереди преподнести свои дары, которые по преданиям Средневековья в рубенсовских золотых сосудах сделаны мастерами своей эпохи. Все 3 волхва в сопровождении детей. Чтобы напомнить нам о происхождении волков, художник изобразил на картине символы восточного происхождения.
Это просмотры волхвов людей в турбанах и верблюды самих волхвов. Даров на полотне Рубенса больше чем по сюжету (золото, ладан, смирна). На переднем плане не исключено, что по заказу меценатов изображены полуобнаженные мужчины с дарами, которые как будто пострадали, и еще не до конца прониклись значением происходящего. Наконец, ангелы находятся на верхнем плане. Без них никае, они здесь могут быть и с детским лицом, но с мудрым взгладом профоков.
Для этой картины также характерны мастерство Рубенса, его умение сформировать мощную композицию, светотени, образующие объемы, и искусная система цветов. Здесь природа чувствуется живой – через оригинальную пластику. Картина обогащена обилием фигур, изображений (с патетическими жестами) и различных аксессуаров. Герои полотна как всегда почеркнуто телесны. Но самым главным достоянием этой картины является создание атмосферы веры в потенциальное человеческое счастье, связанное с зарождением христианской эпохи. Значимость события, удивление и восторг отражаются на лицах почти всех персонажей. Фигурки животных удивительным образом дополняют сказанное.