Под влиянием произведений итальянских художников Рубенс создавал произведения на религиозную тематику. На полотне «Самсон и Далила», написанном около 1609 года, изображен один из библейских эпизодов. Автор находит героев историческими субъектами, не придавая им религиозного значения.
Самсон, рожденный и выросший среди народных покорных оскорблений, унижений и позора, мстит врагу и совершает массовое кровопролитие филистимлянами. Дав обет и посвятив себя Всевышнему, он отрастил длинные кудри,
что придавало ему сил. Однако герой Ветхого Завета пал жертвой страстной любви коварнейшей Далилы, пообещавшей филистимским властям награду за выяснение того, в чем заключается непостижимое всемогущество Самсона.
На переднем плане видны четыре ярко освещенных овала лиц. Самсон засыпает на коленях у Далилы, которая наблюдает, как стоящий рядом с ним филистимлянин состригает ему кудри — главный источник силы. Еще одним персонажем, задействованным в рассказе, является пожилая женщина, которая отсутствует в библейском действии: автор ссылается на то, что события происходят в публичном доме.
С помощью преобладающего бордового цвета в наряде Далилы художник показывает человеческие страсти и грядущие кровавые события. А стоящая в дверях армия воинов с различным ослепляющим оружием символизирует, что Самсона в ближайшем будущем ожидает нечто ужасное. На заднем плане большая статуя римской богини, частично повторяющая позу, наклон головы Далилы. Важно отметить, что обнаженная грудь символизирует страсть, желание, которые так ярко изобразил автор.
Фон этого полотна довольно мрачный, выполненный в темных оттенках. Свет падает только на лица персонажей, как бы выделяя и акцентируя их. Цветовая гамма передает настроение, атмосферу и характер изображения.