Потолочная фресковая роспись, мозаика. Размеры: 120 х 105 см. Датировано 1509-1511 годами. Находится в Станца делла Сеньятура, Апостольский дворец, Ватикан.
Указанная строфа — в переводе с итальянского «комната» — представляет собой этюд Папы, наиболее известный тем, что расписан на стенах и потолке одним из величайших художников эпохи Возрождения в мировой истории. Именно в этом зале находится известное произведение мастера – «Афинская школа».
Характерные изгибы картины объясняются арочной конструкцией свода
и близость к другим работам. Роспись по сырой штукатурке дополнена мелкой золотой мозаикой, заменившей фон, но не лишившей работы объема и придавшей дополнительную, может быть, излишнюю роскошь.
Другое название творения — «Падение» — соответствует основе действия, заимствованной из христианской традиции. В Библии описан случай, когда женщина поддавшись на уговоры дьявола отведать плод с дерева познания добра и зла, она уговорила своего мужа, первого мужчину, попробовать. Он выслушал ее, несмотря на предупреждение: это может привести к смерти. В результате люди были изгнаны из Эдемского сада, лишились Божьей милости и стали смертными.
Считается, что идею именно такого образа змея-искусителя (полуребенка) и общие образы Адама и Евы Рафаэль позаимствовал из творчества другого выдающегося современного немецкого художника А. Дюрера. Пластичность и мягкость форм человеческих фигур подчеркивается приемом контрапоста, когда положения разных частей тела (в данном случае линии плеч и бедер, особенно у женщин) противоположны, но вместе образуют гармонию. Бунт в растительном мире в Эдеме выражен через прорисовку множества деревьев и трав, которые, как и в большинстве картин того периода, частично прикрывают наготу людей. Тщательный подбор цвета, сияющая кожа и выражение лица придают фреске спокойствие и возвышенность, среди которых темный змей тревожит и предвещает скорую беду.