Рембрандт Харменс ван Рейн — голландский художник, картины которого отличаются разнообразием выбранных сюжетов и используемых техник. Художника особенно интересовали библейские сюжеты, что соответствовало набожности общества, в котором он жил, что позволяло ему продолжать экспериментировать и искать новые подходы к классическим сюжетам. В результате многие из этих работ стали предметом горячих споров и дискуссий.
Одна из этих картин известна как «Давид и Урия» или «Аман
узнает свою судьбу», — картина 1665 года. В основе сюжета — трагическая история предательства и утраты. Царь Давид, возжелав Вирсавию, жену своего воина Урии, пытается устранить своего соперника. Он решает отправить Урию на место самых кровопролитных и жестоких сражений. Царь предлагает осужденному никогда не возвращаться домой к законному супругу Вирсавии, чтобы передать ему письмо со страшным приговором.
Персонаж — отважный воин Урия, занимающий большую часть картины и выдвинутый на первый план, олицетворяет душевное смятение и напряжение. Лицо мужчины неподвижно и бледно, глаза закрыты.
Фигура смещена влево, а сама поза создает ощущение, что несчастный вот-вот падет под тяжестью постигшей его беды. Одеяния, расшитые золотыми нитями и украшенные драгоценностями, связывают и давят, а насыщенный бордовый оттенок ткани словно указывает на кровавый конец их владельца. Расположение рук усиливает у персонажа чувство ненадежности и потери. Правая рука прижата к груди, пытаясь унять боль в сердце, а может быть, сжимая роковое письмо со смертным приговором. Левой рукой Урия держится за пояс, стараясь сохранить самообладание даже в момент столкновения с охватившим его душу отчаянием и одиночеством.
Фигура Давида справа выполнена Рембрандтом в холодных тонах, усиливая таким образом свое противопоставление огненно-ярким тонам одежды Урии. Взгляд царя отвернут, голова склонена, допуская мысль о раскаянии в своей жестокости.
Печать высшей скорби и неправильности происходящего застыла на лице старика справа. Это писатель, ставший невольным соучастником преступления. По одной из многочисленных версий искусствоведы считают, что это пророк Нафан, который хотел попытаться образумить Давида и предотвратить смерть Урии.