Основным сюжетом картины стала легенда о дочери греческого царя Агамемнона — Ифигении, принесенной в жертву богине войны Афине. В поэме Гомера «Илиада» говорится, что греки не раз приносили в жертву своих дочерей, чтобы удовлетворить прихоти богов, потому что хотели одержать победу в десятилетней Троянской войне.
Являясь одним из инициаторов похода на Трою, Агамемнон не мог отказаться от участи, выпавшей на долю дочери, и она была возведена на алтарь Афины Паллады. Любуясь красотой девушки, богиня
начал принимать этот дар. Она заменила девушку ланью, и перевела ее в Таврию, где она стала одной из жриц храма Афины.
На картине Серова Ифигения изображена после прибытия на берег Тавриды. Девушка сидит на камне у берега и задумчиво смотрит в бесконечную даль. Ее лица не видно, поэтому зрителю не удается понять, то ли она грустит о потерянных близких, то ли ее гложет чувство одиночества. Тело девушки облачено в белые одежды, что соответствует ее положению невинной жрицы при храме. По обычаю того времени волосы Ифигении собраны на затылке.
Пейзажи вокруг девушки девственной красоты, у ее ног пенятся воды Черного моря, над головой расстилается ярко-синее небо, за спиной возвышаются неприступные скалы. Море и небо сливаются в одно целое, невооруженным глазом едва ли можно отличить кромку воды от облаков и линию горизонта.
На берегу нет ни одной живой души, и Ифигении нечего опасаться за свой невольный покой. Неизвестно, счастлива эта девушка или нет, ее судьба отныне и навсегда связана с этими пустынными местами, так непохожими на их любимую родину.
Полотно создано в 1893 году, неоднократно реставрировалось, хранится в Государственном музее изобразительных искусств в Республике Татарстан. Это живой пример творчества передвижников.