Портрет написан в 1910 году. Сегодня он занимает достойное место в Государственном Русском музее
Зрителю предлагается максимально стилизованное изображение. Портрет вызвал целый скандал. Этот великолепный танцовщик постоянно удивлял Серова своими невероятно темпераментными и необычайно изысканными танцами. Внешний вид у нее был превосходный. Художник действительно увидел в Иде действительно плодотворный материал для создания очень острой характеристики. Создаваемый образ словно сорван с жизни танцор
не была моделью, но позировала обнаженной. В самом начале 20 века этот факт потряс общественность.
Впервые картина была показана Серовым в Риме на выставке. В его адрес сразу же были выдвинуты обвинения в том, что он занимается модернизмом. Но все же портрет приобрел граф Д.И. Толстой, который был директором Русского музея.
В процессе работы над этим необычным портретом художник вовсе не пытался точно передать образ балерины. Наоборот, изображение и модель были чрезвычайно далеки друг от друга. Серов создал своего рода стилизацию природы, используя внешность Иды и ее человеческие качества. Именно через призму созданной модели передается вся сложность характера.
В творении странным образом сочетаются условность и реальность. Но в то же время картина остается лишь портретом, передающим определенные черты балерины: можно легко узнать ее поведение, внешность, черты характера, пластику. Балерина в интерпретации Серова выглядит вызывающе, но в то же время поистине прекрасно. Но в то же время чувствуешь грусть и необычайную изысканность немой лирики.
Серов изобразил Иду на качелях. Все линии изогнуты, контуры нарочито заострены. В композиции нет места. Этого требовали каноны современности. Поэтому создается впечатление, будто героиня не просто сидит, а будто ее с силой толкают к довольно мрачной стене.