Присуждается мастеру портрета В. А. В 1898 году Серову доверили писать знаменитому композитору Римскому-Корсакову. За новую работу художник всегда брался с особым трепетом. Его моделями являются не только известные родственники и друзья, но и в основном знаменитые, загадочные, недосягаемо далекие до первой встречи в арт-студии люди.
Знатоки искусства Серова признавали такую особенность даровитого портретиста: он писал на холсте подлинный характер человека без прикрас. Так что часто позировать художнику
было страшно, потому что портрет обнаружит всех скрытых чертей и волнений души, всю внутреннюю жизнь.
Подобно готовности к исповеди, было решено стать моделью для картин Валентины Серовой. Его гений выражается в этом великолепном свойстве. Поэтому даже число желающих получить картину собственной природы не уменьшилось.
«Портрет Римского-Корсакова» — холст среднего размера, техника исполнения отдаленно напоминает стиль импрессионизма. Цветовая гамма приглушенная. Ряд светлых участков на холсте разбит на четыре меньших затемненных участка, покрытых хаотичными грубыми мазками.
Темно-коричневый цвет мебели, грязно-зеленый оттенок обоев, темно-серый строгий пиджак на фигуре мужчины солидного возраста, сидящего за столом… И только объемистые стопки простыней, разложенные на стол и тумбочка сияют белым светом.
Напротив стола предполагается наличие окна, не входящего в композицию картины. Полуденный свет лишайников соленых желтых бликов. Погода за окном скорее пасмурная, тревожная. Композитор серьезен, вдумчив, сосредоточен на своем творчестве. Левой рукой он держит раскрытую рукопись, правой стремится делать дополнения к работе.
Осанка стройного мужчины праймая, собранная, умное лицо одухотоверно. Черты фигуры и мимика описывают характер Римского-Корсакова — волевого, уверенного в себе и трудолюбивого.