1864; холст, масло; 40,5х32,2; Третьяковская галерея.
Картина написана во время путешествия Василия Григорьевича по Европе. Художник долго не мог найти вдохновения, выбрать правильный сюжет для своей новой работы. Он искал его в привычных для него картинах: рассматривал сцены уличной жизни, изучал характеры горожан, уличных художников и актеров. Его внимание привлек мальчик, флейтист, выступавший перед публикой с инструментом и морской свинкой. Выразительный взгляд бродяжьего ребенка служил
диск для начала работы над произведением.
На полотне запечатлена сама жизнь, во всей ее неприглядной правде: маленький для своих лет, исхудавший и измученный мальчик со зрелым, мудрым старческим лицом. На его лбу, не прояснявшемся даже в минуту отдыха, можно прочитать рассказ о нелегкой судьбе. С особым усердием был отпечатан бродячий наряд, состоящий из рваных брюк, старого пальто оверсайз, стоптанных ботинок и неожиданного почти странного шарфа. В руках у савояра флейта, рядом шляпа, в которую он собирает свои скромные гонорары, а на плече мальчика сидит его верный спутник, единственное живое существо, разделяющее его бедную жизнь.
Особое внимание Серов уделял деталям, создающим всю глубину трагического образа маленького бедняка-художника. Шляпа нумизмата пуста, а это значит, что сегодня мальчик не сможет прокормить себя и помощника. На фоне непроницаемых каменных стен, жесткой серости и холода фигура ребенка выглядит особенно ранимой и трогательной. Весь фон, на котором изображен уличный музыкант со своими нехитрыми вещами, только подчеркивает ранимость ребенка и равнодушие большого мира к судьбе этих малышей.