Критика о пьесе «Бесприданница» Островского, отзывы современников

Критика о пьесе "Бесприданница" Островского, отзывы современников
В. Ф. Комиссаржевская
в роли Ларисы Огудаловой

«Бесприданница» является одной из самых известных пьес выдающегося русского драматурга А. Н. Островского.

В этой статье представлена критика о пьесе «Бесприданница» Островского: отзывы современников о произведении.

 

Критика о пьесе «Бесприданница» Островского

С. Васильев (С. В. Флеров):

«Во время первого представления автор не был вызван после окончания пьесы <…> Очевидно, что драма не увлекла залы <…> В ее настоящем виде «Бесприданница» есть широко задуманная бытовая картина <…> Некоторые подробности нарисованы и отделаны художественною рукой, другие только намечены поставлены в форме эскиза.» («Московские ведомости», 19 ноября 1878 г.)

Рецензия в газете «Новое время»:

«…[в образе Ларисы] автор показывает нам кусочек более чистого неба, уголок лучших стремлений… <…> мы, впрочем, более склонны видеть в Ларисе недалекую романтическую мещаночку, весьма способную прельщаться «сильными мужчинами», «героями» в мещанском смысле этого слова. <…>
Неужели стоило г. Островскому тратить свои силы и свое время на драматическое воспроизведение банальной, старой, неинтересной истории о глупенькой, обольщенной девице?.. Жестоко ошибся тот, кто ждал нового слова, новых типов от почтенного драматурга; взамен их мы получили подновленные старенькие мотивы, получили множество диалогов вместо действия.» (газета «Новое время», 18 ноября 1878 г.).

В. П. Буренин в газете «Новое время»:

«…драма, хотя и не принадлежит к числу лучших вещей Островского, во всяком случае, представляет серьезный интерес <…> Теперь, когда пьеса <…> появилась в печати, можно сделать о ней заключение <…>
По моему мнению, газетные московские судьи <…> совсем не поняли смысла пьесы и наговорили о ней бог знает какой вздор <…> Драма Островского, говоря банальным выражением, задевает одну из самых жгучих ран <…> печальной современности.
В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях. Лица в этой картине очерчены не бог весть как ярко <…> но, однако же, настолько выразительно, что они являются живыми представителями русской действительности.» («Новое время», 26 января 1879 г.).

П. Д . Боборыкин:

«Мы еще раз повторяем, что эту вещь никак нельзя считать одной из лучших в театре Островского <…> Ее нравственный замысел не может быть и поставлен рядом с однородными замыслами «Бедной невесты» и «Воспитанницы»». («Русские ведомости», 23 марта 1879 г.).

Рецензия в газете «Новое время»:

«Действительно хороши были в новой пьесе только двое: г-жа Медведева [в роли матери Ларисы] и г. Ленский [в роли Паратова]. Тип буржуазной матери-попрошайки и сводни создан г-жою Медведевой прекрасно. Уже костюмом своим умная артистка сразу положила надлежащую печать провинции и мещанства на Огудалову: именно в таком безбожно пестром, кричащем платье мы должны представить себе уездную барыню, промышляющую прелестями дочери, зазывающую женихов и жаждущую продать дочь за богатство, если бы даже для этого и потребовалось венчанье вокруг ракитового куста». («Новое время», 18 ноября 1878 г.).

Рецензия в газете «Новое время» (о премьере «Бесприданницы» в Петербурге):

«…[пьеса произвела] сильное впечатление на зрителей и имела большой успех. <…> Роль Ларисы как будто написана специально для г-жи Савиной. Так она подходит к средствам этой симпатичной актрисы <…> Тип кутилы Паратова вполне удался г. Нильскому… <…> Вообще, повторяем, пьеса на нашей сцене была разыграна с полным ансамблем и, по всей вероятности, не скоро сойдет с репертуара.» (газета «Новое время», 24 ноября 1878).

А . В. Амфитеатров об игре В. Ф. Комиссаржевской в роли Ларисы (в спектакле 17 сентября 1896 г.):
«Если бы Комиссаржевская ничего, кроме Ларисы Огудаловой, не сыграла, то и тогда ее имя осталось бы незабвенным в русском искусстве, ибо роль эта была в ее исполнении не только великим артистическим откровением, но и знамением общественного настроения. Комиссаржевская играла Ларису не талантом даже, но кровью сердца своего и поднялась в ней на такую высоту скорби, которая доступна только крыльям гения.» (А. Амфитеатров, «Маски Мельпомены», 1911 г.)

Ю. М. Юрьев об игре В. Ф. Комиссаржевской в том же спектакле:

«Впечатление от проникновенной игры Комиссаржевской до того сильное, что не верящие в ее большой талант, приписывающие ее успех главным образом пению, должны были отбросить свой скептицизм и признать, что дело тут совсем не в пении, а в ее громадном таланте, когда он правильно применен. Нужно ли говорить, что происходило в театре по окончании спектакля! <…> На другое утро Вера Федоровна проснулась уже не той Комиссаржевской, какой была накануне, но той Комиссаржевской, которая начинала вписывать свое имя золотыми буквами на страницы истории русского театра.» (Ю. М. Юрьев «Записки»)

Это была критика о пьесе «Бесприданница» Островского: отзывы современников о произведении.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий