Такую легендарную личность еще никто не обсуждал. Но этот художник имеет право на многое, по крайней мере, на такой небольшой рассказ. Слава пришла к нему поздно, в сорок семь лет, но это вовсе не потому, что он этого хотел, а потому, что так распорядилась судьба.
Тропинин не простой гражданин Российской империи, он был крепостным, сыном крепостного. Правда, в юности ему еще давали полную свободу действий. Но только ему, а не всей его семье. Ему пришлось отказаться от своей свободы и снова служить своему хозяину.
Правда, с одним, но. он мог уйти в любой момент.
Но тут ему повезло, один из родственников владельца заметил увлечение парня искусством и предложил попробовать поступить в художественную школу. Что вообще получилось, он там учился. Но продолжения не получилось: в имении мастера умирает отец и будущего гения вызывают в имение на место отца. И должность была не простая — управляющий поместьем. Поместье находилось в Украине, поэтому о столичных буднях парень забыл надолго.
И только с переездом хозяев в Москву его судьба резко изменилась. Он, наконец, получает настоящую свободу, вместе с семьей, и тогда он, как говорится, бьет навылет. На Украине он не забросил своего мастерства — делал зарисовки, писал портреты крестьян и хозяев. И приехал в Москву не с пустыми руками. Он подарил Академии три своих великих полотна — «Слабее», «Нищий старик» и «Портрет Скотникова». За эти подаренные полотна он был возведен в ставленники. А когда представил еще один портрет, ему было присвоено звание академика. Вот взлет!
За свою творческую судьбу художник выполнил более трех тысяч портретов. Три тысячи!!! Недаром он вошел в золотой век нашей русской живописи, а его полотна — жемчужины русского искусства.
Что касается самого автопортрета, то в нем есть доля тщеславия и благодарности. Он получил свободу, он получил возможность выйти к людям со своим талантом. Да, он стоит на фоне Кремля, но в руке у него рабочие инструменты, от которых он не расставался до последней минуты жизни, — палитра и кисти.