Многие произведения Виктора Михайловича Васнецова пронизаны самобытными мотивами русского фольклора. «Снегурочка» — одна из таких картин. На создание шедевра художника вдохновили одноименная пьеса Островского и опера Римского-Корсакова. Картина изначально писалась как декорация к постановке оперы. Прототипом сказочной Снегурочки девочка Сашенька, дочь известного мецената Саввы Мамонтова.
В русских сказках Снегурочка — воплощение нежной красоты и чистоты. Это дитя Мороза и Весны, чье сердце не знает
и не доставление программы любви. Но в обработке Васнецовой ледяная девушка оказалась на удивление живой и чем-то человечной.
Полотно разделено по диагонали на две части. На переднем плане изображен более густой зимний снег. Видно, что снежный покров осностательный, глубокий. Вот как встанешь, шагнешь — и упадешь по пояс. Слева из-под снега выглядывают молодые елочки. А за ними стоит Снегурочка. Он нарисован не в центре композиции, а немного в стороне. Такое ощущение, что зимняя красавица только что вышла из леса. С удивлением и замешательством она осматривает свои владения. Руки слегка раскинуты в стороны, словно Снегурочка готова обнять все, что увидит вокруг себя. Костюм подойдет настоящей принцессе зимнего леса. Богатая шуба практически сливается с поверхностью снега. Платье расписано золотым шитьем. Маленькая шапочка с меховым наконечником добавляет образу Снегурочки нотку женственности и нежности.
Фигура девочки словно подсвечивается снизу. Кажется, что красота Снегурочки отражается от снежной глади. Ничто не отвлекает нас от созерцания героини. На заднем плане только темно-синее, почти черное небо с загадочным зеленым отливом. И только производительно пригладевший, мы организуем значить огни дома, затерянных в этом возражном зимнем царстве.