Одним из самых замечательных произведений скульптора, талантливого представителя поколения, увенчавшего русскую скульптуру XVIII века, является незабвенный Поликрат. Сюжет, повествующий о смерти казненного противниками тирана, заимствован из древнегреческой истории. Правитель острова Самос выделялся своей безжалостностью. Ему всегда сопутствовала удача и успех, но его наказывали за высокомерие, заносчивость и скупость. Мотив распятия диктатора явился мастеру в мятежном Париже и стал для него аллегорическим
реакция на события современности.
В образе Козловского герой распят на отрубленном стволе ветвистого дерева, у его ног лежит кривое колесо фортуны и перевернутый рог изобилия — обращенные вдаль символы счастья. Вся фигура персонажа напряжена, он полностью поглощен безграничным тщетным усилием разорвать цепи и вырваться на свободу. Все мышцы неестественно напряжены, каждая мышца выделяется выпуклостью, руки раскинуты: одна прикована сверху, другая беспомощно висит в полусогнутом состоянии, голова в изнеможении откидывается назад и падает на плечо. Лицо обезображено выражением уныния, оно застыло в смертельном стоне.
Статуя представлена в затейливом изгибе, для полного впечатления необходимо рассмотреть ее со всех сторон. Скульптор показал самый критический момент мучений Поликрата, который был побежден и казнен.
В этом произведении автор достиг пика выразительности и рельефности изображения глубочайших человеческих чувств с помощью пластических решений, чему способствовало недюжинное знание анатомии и создание произведения с натуры. Эта скульптура сложна по смыслу и трагична, в ней нашли отражение передовые мысли русских просветителей — идеи гражданственности, служения Отечеству, любви к Отечеству, общественного призвания. Скульптура наполнена философским содержанием. Образ героя — аллегория духа, не сломленного единоборствами и неудачами.